Русский коммунист

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы


Previous Entry Share Next Entry
"Метрополис", 90 лет назад
RedFlags
ruskom


Спасая разум от современной кинопустоты, ища мысли и решения, нужно смотреть старые фильмы. Тем более, что один старый фильм говорит о дне сегодняшнем много больше, чем почти все фильмы года нынешнего.

Рекомендую фильм "Метрополис" (1927 г.) немецкого режиссера Фрица Ланга. Не нужно обсуждать художественную и культурную ценность фильма - она велика и признана во всем мире. Только скажу, что фильм обязателен к изучению во ВГИКе, а режиссер фильма Фриц Ланг - пожалуй лучший представитель немецкого экспрессионизма в кино. Фриц Ланг начал работать в кино с 1916 года, в 1933 году покинул нацистскую Германию, успешно работал во Франции и в США. Является ревностным католиком и уж никак не заподозрен в симпатиях к коммунистам.

Однако, фильм "Метрополис" наполнен человеческим, гуманистическим и даже немного коммунистическим пафосом. "Товарищи, братья!". Не желаю повторять описание фильма, лучше посмотрите фильм. Не желаю раскрывать сюжет. Скажу следующее.

"Метрополис" снят в жанре антиутопии, но ни одна из более современных антиутопий не вызывала во мне такие позитивные чувства, не имела настолько гуманистическую концовку. В фильме создан свой, большой мир, со своими правилами, уровнями и мотивациями, с огромным количеством людей. И ни один мир, за исключением может быть Земли в "Интерстелларе" не существовал столь трагично и человечно по ходу фильма. В фильме есть рабочие и капиталисты, угнетаемые и угнетатели, но нет ни одного западного фильма, где с таким трагизмом и любовью показана участь угнетаемых рабочих: подземные города-фабрики, люди, как придатки машины, и Машина, как Молох, пожирающий человека. И роскошная, беззаботная жизнь наверху, у капиталистов.

Фильм наполнен религиозными символами: одна из героинь явно написана с отсылом к Деве Марии, другая - к блуднице Вавилонской. Смерть, апокалипсис, семь смертных грехов являются фактическими персонажами фильма. Сошествие в рабочий "ад", главного героя, представителя буржуазного мира, как сошествие Орфея за Эвридикой. Конструктор, как злой демиург, создающий Машину для поклонения и уничтожения мира. Главный герой, как посредник, как спаситель, как Мессия, который спасает и город, и рабочих, и их детей, и Деву Марию.

Конечно фильм "Метрополис" - это утопия. Сегодня мы видим, кто буржуазия в 20-м веке не спасла и не спасает никого, даже "средний" класс. Но в 1927 году западная культура еще рождала великие творения и творцы верили в спасительную миссию буржуазии. "Посредником между разумом (буржуа) и руками (рабочие) должно быть сердце (буржуа - спасители)". Этого не случилось в реальности, но можно точно сказать, что у Фрица Ланга был этот пафос, ощущение миссии буржуазии, как спасителя человечества из надвигающегося мира Молоха и Вавилонской блудницы. В реальности же немецкая буржуазия родила зверя...

Прекрасно, что в немецкой культуре 20-х годов 20 века этот пафос буржуазии-спасителя был. Горько, что сегодня в мире все происходит совсем наоборот... И никто не верит в буржуазное будущее, в спасение человечества.

Может быть поэтому в более современных антиутопиях, лучшей из которых я считаю "Бегущий по лезвию бритвы" (Р.Скотт), роботы спасают роботов от людей и роботов, страдают, цмирают. И нет просвета, нет человека... Кстати, роботы в кино начались с "Метрополиса".

Tags:

promo ruskom february 9, 01:26 17
Buy for 20 tokens
Сегодня от рук украинских террористов погиб командир ополчения Михаил Толстых ("Гиви"). Герой не умер, он ушел на небеса, к другим героям. Война на Донбассе идет почти три года. И даже сегодня на Донбассе воюют не только профессионалы, много осталось ополченцев, а будет еще больше.…

  • 1
И всё, что осталось от этого -


Великолепный фильм, но смотреть его желательно в озвучке Сергея Летова.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account