Русский коммунист (ruskom) wrote,
Русский коммунист
ruskom

Categories:

Русские проекты. Крещение Руси, некторые предпосылки и результаты

http://cs629512.vk.me/v629512314/10afb/TgWTfd_0n8k.jpg

Начав рассматривать крещение Руси, как исторический проект, нужно сказать о нем нечто большее.

Предпосылки проекта князя Владимира
Андрей Первозванный

Русское православие ведет свою историю от Андрея Первозванного, первого ученика Иисуса Христа, который по преданию организовал христианскую церковь в городе Византия, будущем центре восточной Римской империи и лично рукоположил первого византийского епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа. Имя святого апостола Андрея связывает мать – Церковь Константинопольскую с ее дочерью – Русской Церковью.

Более того, по православным преданиям Апостол Андрей Первозванный проповедовал христианство во многих городах России:

"По­том он от­плыл во фра­кий­ский го­род Ви­зан­тию[27], где он пер­вый про­по­ве­дал Хри­ста, и, на­учив мно­гих, по­ста­вил пре­сви­те­ров Церк­ви; во епи­ско­па Ви­зан­тии он ру­ко­по­ло­жил Ста­хия, о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет в По­сла­нии к рим­ля­нам (Рим.16:9). Сам же он, подъ­ем­ля в бла­го­вест­во­ва­нии Хри­сто­вом апо­столь­ские бо­лез­ни и тру­ды, об­хо­дил Понт[28], по­бе­ре­жье Чер­но­го мо­ря, Ски­фию[29] и хер­со­ни­тов[30]. По про­мыш­ле­нию Бо­жию он до­шел до ре­ки Дне­пра[31] в Рос­сий­ской стране[32] и, при­став к Ки­ев­ским го­рам[33], оста­но­вил­ся на ноч­лег. Вставь по­ут­ру от сна, он ска­зал быв­шим при нем уче­ни­кам:

– Верь­те мне, что на этих го­рах вос­си­я­ет бла­го­дать Бо­жия; ве­ли­кий го­род бу­дет здесь, и Гос­подь воз­двигнет там мно­го церк­вей и про­све­тит Свя­тым Кре­ще­ни­ем всю Рос­сий­скую зем­лю.

Взой­дя на го­ры, свя­той бла­го­сло­вил их и во­дру­зил крест, пред­воз­ве­щая при­ня­тие на­ро­дом, оби­тав­шим здесь ве­ры от сво­ей апо­столь­ской ка­фед­ры, ос­но­ван­ной в Ви­зан­тии[34]. Прой­дя и вы­ше ле­жав­шие рос­сий­ские го­ро­да, – где рас­по­ло­жен ныне Ве­ли­кий Нов­го­род[35]".


Православие на Руси до крещения

До 988 года, когда по преданию князь Владимир крестил Русь, православие было уже на Руси распостранено. Жили и православные люди, которые крещены были в Византии, стояли православные храмы. В качестве иллюстрации приведу несколько цитат из книги И.Смолича "Русское монашество":

"К IV в. относятся первые исторические свидетельства о греческих епископах в Крыму. Христианская проповедь распространялась там весьма успешно, со временем число кафедр выросло до пяти; епископы Крыма окормляли не только греко–христианское население Крыма, северной Таврии, северного и юго–восточного побережья Азовского моря, но и кочевые племена обширных степных пространств [6]."

"        Уже при первой вспышке иконоборчества многие исповедники православия бежали в Таврию и Крым. Св. Стефан Новый († 767), ревностный поборник иконопочитания, называл северные берега Черного моря, в направлении к диоцезу Зихия, надежным пристанищем для монахов–беженцев. В его житии читаем: «Византия осиротела, как будто все монашество было уведено в плен. Одни отплыли по Евксинскому Понту, иные на остров Кипр, а другие в старый Рим» [14]. Пещеры, которых так много в Крымских горах, могли быть первыми кельями для этих беженцев. В житии св. Стефана, архиепископа Сугдейского (Сурожского, † около 750 г.), много потрудившегося для просвещения язычников в Крыму, мы обнаруживаем новые свидетельства того, что здесь было тогда много поборников почитания икон; вполне возможно, что именно монахи, бежавшие из Византии, принесли с собой в Южную Русь усердное почитание икон [15]."

"пришедшие из Византии иноки были носителями деятельного, воинствующего христианства, а в этих областях условия для проповеди Евангелия были особенно благоприятны, ибо со стороны восточнославянского населения она не встречала никаких препятствий. Распространяясь на северо–запад, христианская проповедь достигла Киева. Уже во 2–й половине X в., при князе Святославе († 972), когда страна и народ приобрели черты государственно–политической организации, христианство проникло на княжеский двор: княгиня Ольга, мать киевского князя, была крещена в Константинополе (около 957 г.) [18]."

Таким образом можно считать, что к принятию православия Киевская Русь была исторически предрасположена трудами и Андрея Первозванного, и греческих монахов.

Субъект для реализации проекта. Князь Владимир и приближенные

Для реализации проекта сверхважно, чтобы существовала сила, задумавшая и реализующая проект, эту силу называют еще "субъектом". Без субъекта нет проекта. Во главе субъекта, устанавливающего в Киевской Руси православие стоял руководитель государства - князь Владимир. Это - пожалуй лучшая ситуация для реализации исторических проектов, когда во главе проекта стоит глава государства и он может опираться на элиту и государственный аппарат, используя их дополнительно, как проектный субъект.

Вот что пишет Н.Карамзин в "Истории государства Российского":

"Владимир, отпустив Философа [грека, рассказавшего ему о православии] с дарами и с великою честию, собрал Бояр и градских старцев, объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков, Греков и требовал их совета. "Государь! - сказали Бояре и старцы: - Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству" - и Великий Князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания."

Как мы знаем, итого этого "посольства десяти лучших мужей" была их рекомендация принять "греческую веру" - православие.

А если рассмотреть этот отрывок не просто с исторической, а с проектно - исторической точки зрения и пересказать его другим языком? Князь Владимир (идеолог и организатор проекта), вдохновленный идеей принятия православия на Руси (то есть реализацией коренных изменений в жизни государства и общества), собирает элиту, бояр и градских старцев (консультационный совет), излагает им идею и требует совета. Консультационный совет высказывает некоторые сомнения в правильности выбора цели проекта и для разрешения сомнений организует проектную группу, которая осуществляет дополнительное обследование.

У социального и исторического проекта всегда есть противники, это те, кто в результате реализации проекта теряет свои позиции, терпит лишения и т.п. Так всегда было и будет. Никакие серьезные социальные или исторические проекты не гарантируют, что в процессе их реализации всем будет хорошо.

Противниками князя Владимира в его начинании была, прежде всего, языческие жрецы и их верная паства. Для борьбы с ними князь Владимир применял разные средства.

Во-первых, он применил силу против греков и завоевал Херсонес:
"Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении Греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завоевать Веру Христианскую и принять ее святыню рукою победителя".

Во-вторых, языческих идолов в Киеве по приказу князя Владимира подвергли поруганию:
"Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины Княжеские отталкивали его от берегов".

В-третьих, не пренебрегал князь и силой убеждения на грани угрозы:

"После расправы над языческими кумирами князь объявил:
– Наутро всяк сойдет на реку Почайну креститься. А ежели кто от некрещеных завтра к реке не явится, богатый или нищий, вельможа или раб, тот за противника по велению моему сочтен будет".

В-четвертых, если противники нового сопротивлялись, то они карались "огнем и мечем". Так крестили Новгород и Муром, так подавляли "восстания волхвов".

Цель проекта или то, ради чего всё делается

Можно наверно говорить о "кровавом князе Владимире, мечем крестившем Русь". Но, во-первых, это не правда и, во-вторых, все исторические проекты всегда имеют внутри себя некие жестокие и даже негуманные страницы. Но важно не смаковать эти факты, не проклинать "князей и кровавых тиранов" за жестокость, а понимать какой смысл был в произошедшем и почему нельзя было поступить по-другому.

До принятия христианства князь Владимир был ревностным язычником, вот что пишет об этом Николай Карамзин:

"Владимир, утвердив власть свою, изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый истукан Перуна с серебряною головою и поставил его близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровию жертв".

Почему же язычество перестало устраивать князя Владимира? Есть много высказываний историков современных, но я хотел бы в этом вопросе привести потрясающие слова Сергея Соловьева («История России с древних времен», глава 7):

«Русское язычество было так безцветно, что не могло с успехом вести спор ни с одной из религий.... тем более с христианством. … У нас на Руси, в Киеве, произошло то же самое, что произошло в более обширных размерах в Империи при Юлиане. Ревность этого императора к язычеству всего более способствовала к окончательному падению последнего. Юлиан истощил все средства язычества, извлекая из него все то, что оно могло дать для умственной и нравственной жизни человека, и тем резче высказалась его несостоятельность, его бедность перед христианством».

Падение язычества Сергей Соловьев описывает о растерзанных киевлянами двух христианах и говорит: «событие это не могло ни произвести сильного впечатления: язычеству, кумирам был сделан торжественный вызов, над ними надругались, проповедь была произнесена громко, народ в пылу ярости убил проповедника, но ярость прошла а страшные слова остались: ваши боги дерево, Бог один, Которому кланяются греки, который сотворил все. И безответны стали кумиры Владимира перед этими словами. … Чем могло ответить язычество на высокие запросы, заданные проповедниками других религий? Самые важные были из них вопросы о начале мира и будущей жизни. Что вопрос о будущей жизни действовал могущественно на языческих славян, видно из предания о том, как Царь болгарский обратился в христианство вследствие впечатления, произведенного на него картиной страшного суда.... Владимир говорит, что... напоследок пришли греки ... много говорят о начале мира, о бытии... о другом свете говорят, если кто в их веру вступит, то умерши воскреснет, и не умрет после во веки... вопрос о начале мира и будущей жизни занимал все языческие народы севера... Отсюда понятно нам значение предания о проповедниках разных вер, приходивших к Владимиру, верность этого предания времени и обществу».

Верность предания времени и обществу. Как любой исторический проект, крещение Руси находилось в гармонии запросам времени и чаяниям народа. Это еще один из главнейших признаков исторического проекта, чез чего любые прожекты элит или других сил становятся невыполнимыми.

Как мы видим, духовные, умственные и нравственные граждан Киевской Руси того времени, да и запросы государственные не находили ответа в предыдущей религии, в языческих взглядах славян на мир земной и Горний. И кроме решения земных проблем славяне, приняв христианство, получили ответы на предельные вопросы "о начале мира" и о "будущей жизни". Опять позволю себе технологизировать вышесказанное, но высшее предназначение проекта - это давать ответы на один или несколько суперважных вопросов. Вопросов предельных. «При старой вере нельзя было оставаться, нужно было решиться на выбор другой» - так говорил князь Владимир по преданиям.

Решившись на "выбор", на реализацию нового, на внедрение нового в социальную и государственную жизнь, князь Владимир действовал настойчиво, умно, и если надо - жестко. А нужно понять, каков был масштаб перемен.

Во-первых, менялись все константы религиозной, духовной жизни. А религия в те времена играла огромную роль. Но языческие капища сносились и на их месте ставились церкви.

Во-вторых, многие историки полагают, что князь Владимир вместе с христианством осознанно адаптировал на Руси византийские государственные порядки. Владимиру по многим причинам было нужно усиление государства, он вероятно понимал, что язычество мешает усилению его власти. В любом случае, именно принятие многого из византийского государственного устройства было сделано последующими руководителями Руси - Московского Царства. А значит можно предполагать и умысел руководителей Киевской Руси, и культурное влияние Византии и православия.

Вот что пишет об этом Р.Г. Скрынников ("Русская история IX-XVII веков"):
"Перед крещением — расные этносы, разные боги, разные языки. Русы (норманны) не могли дать завоеванным ими славянам готовой государственности: скандинавы были варварами, и у них господствовал родоплеменной строй, как и у восточных славян. Решающее влияние на эволюцию русского общества оказал синтез военной организации норманнов, общественных институтов славян и византийского права, ставшего известным на Руси благодаря утверждению в Киеве византийской церковной иерархии".

Важно указать, что принятие единого Бога в истории государств всегда оказывает объединяющее действие в государственном плане и создаёт единый народ из разрозненных этносов. В результате принятия православия из разрозненных киевских княжеств создается единое сильное государство - Московское царство, из разных племен создается единый народ - русские. Об этом мы еще поговорим подробнее далее, а сейчас нужно указать, какие еще преимущества от принятие христианства получила Киевская Русь кроме самих религиозных приобретений.

Самым главным приобретением с общественной точки зрения является культура, которая создавалась на основе православия и сегодня является в своей основе православной. Культура - очень емкое понятие, в которое входит прежде всего азбука и язык, принесенные нам болгарскими монахами Кириллом и Мефодием.

Центрами культуры, науки и образования того времени были православные монастыри, в которых начало бурно развиваться книгопечатание, зарождаться литература, история и философия и вообще просвещение. Устроение храмов и монастырей повлекло за собой развитие храмового строительства и архитектуры.

Русское государство, ставшее христианским, стало "своим" в Европе, среди христианских королей и получило больше возможностей для торговли, дипломатии и династических браков.

Принятие единой монотеистической религии, единобожия вместо языческого калейдоскопа верований, в течение нескольких веков выполнило огромной важности задачу - создало Россию, как государство и создало единый русский народ из множества этносов и племен. Русский народ создан православием и одновременным строительством единого русского государства из множества этнических и территориальных частей.

Приняв православие и отринув язычество, русский человек продолжил свое восхождение по лестнице гуманизма, от кровавых языческих жертв к почитанию Бога, который есть Любовь, от злых богов к Богу всепрощающему. И в этом продолжившемся гуманистическом восхождении человека есть еще одно, пожалуй самое главное в земном плане достижение принятия православия на Руси.


Tags: Россия, идеология, князь Владимир, православие, русская идея
Subscribe

Posts from This Journal “русская идея” Tag

promo ruskom february 9, 2017 01:26 17
Buy for 20 tokens
Сегодня от рук украинских террористов погиб командир ополчения Михаил Толстых ("Гиви"). Герой не умер, он ушел на небеса, к другим героям. Война на Донбассе идет почти три года. И даже сегодня на Донбассе воюют не только профессионалы, много осталось ополченцев, а будет еще больше.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

Posts from This Journal “русская идея” Tag