?

Log in

No account? Create an account

Русский коммунист

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы


Previous Entry Share Next Entry
Образование и труд
RedFlags
ruskom


Что такое образование? Это труд ученика и учителя, труд сложный, системный, планомерный и очень длительный. Что такое обучение без труда? Это профанация и воспитание ни к чему ни способных трутней, рабов, а значит - уничтожение будущего.

Рассматривая результаты опроса "Аксио-6" и вспоминая выступления участников съезда, я вижу много параллелей. В опросе был вопрос (№ 22):

"Ниже в алфавитном порядке расположены 9 принципов организации обучения в школе. Просим вас оценить, какие из них более важны, а какие - менее важны для достижения тех целей целей воспитания и образования в школе, которые важны лично для вас?"

Что получилось в результате анализа ответов респондентов? Самым важным общество считает высокое качество подготовки преподавателей, учителей, воспитателей. Затем идет опора на трудовое воспитание, обязательный труд во время обучения и выполнение конкретной работы. Затем — опора на коллектив, реальное самоуправление учащихся (примерно, как в школах А.С. Макаренко). Подробнее см. ниже.



Если подвести итог сводному рецепту образования, как его видит общество по результатам опроса, то это будет именно модель, основанная на традициях советского образования. А именно: хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Слушая выступающих на съезде, знаете, я поверил, что не все потеряно, что можно и бороться, и побеждать, а значит воспитывать достойных школьников. Пример такой практики нам на съезде нам рассказала Марина Казачкова, директор школы поселка Красная Звезда Орловской области. Школа сельская и приоритет трудового воспитания понятен, трудовое воспитание необходимо для последующей социализации учеников, для успешного получения ими работы.

Тем более, сегодня фактом является то, что некоторые сельские школьники не умеют ни работать на огороде, ни мыть полы, ни ухаживать за домашними животными. Далее, и на селе, на месте, и в стране нет сейчас ни одной рабочей специальности, где бы не было дефицита кадров.

Еще одна проблема в том, что детский труд у нас в России запрещен законодательством. А это значит, что никакого дежурства после уроков не может быть, обязательная трудовая практика в конце года отменена, даже клумбу ребенок не может в школьном дворе поливать без письменного разрешения родителей. Зачем законодательно разорвали образование и труд, если одно без другого невозможно? Разве можно это сделать в здравом уме?

Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда. У школьника не происходит позитивной установки к труду. Не формируется восприятие труда, как одной из высших ценностей жизни, не формируется потребность в творческом труде, не формируется целеустремленность и предприимчивость в конце концов!

Марина Казачкова рассказала, как они в своей школе начали решать проблему трудового воспитания. Школа подписала договор с местным крупным коллективным хозяйством, что позволяет детям с 14-лет заниматься практическим производственным трудом. И это верно, ведь кадры для хозяйства готовятся только в школе и выпускники школы — единственный кадровый резерв. Взаимодействие идет непрерывно: с 1го класса дети ходят на экскурсии в хозяйство, в 14 лет объединяются в учебно-производственные объединения и работают.

Вот так мечты об образовании с опорой на коллектив и на трудовое воспитание материализуется в реальную работу в сельской школе и на земле. А значит, мы можем в малом сделать так, как считаем правильным. Осталось добиться этого в большом, в масштабах страны. И здесь тоже нам поможет только труд. Только труд.


promo ruskom february 9, 2017 01:26 17
Buy for 20 tokens
Сегодня от рук украинских террористов погиб командир ополчения Михаил Толстых ("Гиви"). Герой не умер, он ушел на небеса, к другим героям. Война на Донбассе идет почти три года. И даже сегодня на Донбассе воюют не только профессионалы, много осталось ополченцев, а будет еще больше.…

  • 1
А в Москве были т.н. Учебно-производственные комбинаты. Там учили нескольким профессиям, можно было выбирать, на какую учиться. Теория практика, и летом - практика на производстве. Тоже выдавали свидетельство, то есть из школы все выходили, имея специальность.


Ага, только вот мало кто потом работал по этой специальности, к сожалению... Да что там, я и сама так же. Нас после школы всех уговаривали на фабрику пойти работать, обещали помочь поступить в соответствующий институт (уж не помню какой), чтобы вернуться на фабрику мастерами, технологами или руководящим составом (впоследствии), но никто не согласился.
А я теперь вспоминаю и хотя, конечно, не жалею, что не пошла тогда "на фабрику работать", но все равно удивляюсь, что совсем никто не пошел, даже "двоечники" и "троечники"... Одни приезжие "лимитчики" как их называли - там трудились, из Средней Азии много было работников.

Но все равно, возвращаясь к теме поста - очень "хорошее дело" так вот "приобщать к труду" школьников. Это и интересно, и полезно. Жаль, что этого сейчас почти нет... Хорошо бы вернулась такая практика!

Edited at 2015-09-16 12:07 pm (UTC)

Да, ремесло не коромысло)

  • 1