Русский коммунист (ruskom) wrote,
Русский коммунист
ruskom

Categories:

Лев Толстой, коммунизм, дворянство и Россия



Век XIX-й является ключом к пониманию судьбы России в веке XX-м. А чем еще знаменит XIX-й век? Правильно, русской классикой. А значит нужно русскую классику читать, изучать и понимать.

Читая "Анну Каренину" Льва Толстого можно с первого взгляда не понять линию, которую выстраивает автор вокруг Константина Левина. Ведь Левин не Вронский и к основной линии романа не имеет прямого отношения. Но линия Левина в романе очень важна. Во время написания романа Толстой практически не вел дневников и говорил словами Левина то, что думает сам. Более того, Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 год писал, что Левин является главным героем романа и выведен автором как носитель положительного миросозерцания, с позиций которого обнаруживаются «ненормальности», приводящие к страданиям и гибели других героев. Образ Левина многогранен, приведенных ниже отрывок лишь раскроет некоторые из них. В начале этого отрывка Константин Левин разговаривает со своим братом Николаем о своих проектах по переустройству и хозяйственного быта помещика, да и устройства общества.

"На третий день Николай вызвал брата высказать опять ему свой план и стал не только осуждать его, но стал умышленно смешивать его с коммунизмом.
-- Ты только взял чужую мысль, но изуродовал ее и хочешь прилагать к неприложимому.
-- Да я тебе говорю, что это не имеет ничего общего. Они отвергают справедливость собственности, капитала, наследственности, а я, не отрицая этого главного стимула (Левину было противно самому, что он употреблял такие слова, но с тех пор, как он увлекся своей работой, он невольно стал чаще и чаще употреблять нерусские слова), хочу только регулировать труд.
-- То-то и есть, ты взял чужую мысль, отрезал от нее все, что составляет ее силу, и хочешь уверить, что это что-то новое, -- сказал Николай, сердито дергаясь в своем галстуке.
-- Да моя мысль не имеет ничего общего...
-- Там, -- злобно блестя глазами и иронически улыбаясь, говорил Николай Левин, -- там по крайней мере есть прелесть, как бы сказать, геометрическая -- ясности, несомненностм. Может быть, это утопия. Но допустим, что можно сделать изо всего прошедшего tabula rasa: нет собственности, нет семьи, то и труд устрояется, Но у тебя ничего нет...
-- Зачем ты смешиваешь? я никогда не был коммунистом.
-- А я был и нахожу, что это преждевременно, но разумно и имеет будущность, как христианство в первые века.
-- Я только полагаю, что рабочую силу надо рассматривать с естествоиспытательской точки зрения, то есть изучить ее, признать ее свойства и...
-- Да это совершенно напрасно. Эта сила сама находит, по степени своего развития, известный образ деятельности. Везде были рабы, потом metayers; и у нас есть испольная работа, есть аренда, есть батрацкая работа, -- чего ты ищешь?
Левин вдруг разгорячился при этих словах, потому что в глубине души он боялся, что это было правда, -- правда то, что он хотел балансировать между коммунизмом и определенными формами и что это едва ли было возможно.
-- Я ищу средства работать производительно и для себя и для рабочего. Я хочу устроить... -- отвечал он горячо.
-- Ничего ты не хочешь устроить; просто, как ты всю жизнь жил, тебе хочется оригинальничать, показать, что ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею.
-- Ну, ты так думаешь, -- и оставь! -- отвечал Левин, чувствуя, что мускул левой щеки его неудержимо прыгает.
-- Ты не имел и не имеешь убеждений, а тебе только бы утешать свое самолюбие.
-- Ну, и прекрасно, и оставь меня!
-- И оставлю! И давно пора, и убирайся ты к черту! И очень жалею, что приехал!
Как ни старался потом Левин успокоить брата, Николай ничего не хотел слышать, говорил, что гораздо лучше разъехаться, и Константин видел, что просто брату невыносима стала жизнь.
Николай уже совсем собрался уезжать, когда Константин опять пришел к нему и ненатурально просил извинить, если чем-нибудь оскорбил его.
-- А, великодушие! -- сказал Николай и улыбнулся. -- Если тебе хочется быть правым, то могу доставить тебе это удовольствие. Ты прав, но я все-таки уеду!
Пред самым только отъездом Николай поцеловался с ним и сказал,вдруг странно серьезно взглянув на брата:
-- Все-таки не поминай меня лихом, Костя! -- И голос его дрогнул.
Это были единственные слова, которые были сказаны искренно. Левин понял,что под этими словами подразумевалось: "Ты видишь и знаешь, что я плох, и, может быть, мы больше не увидимся". Левин понял это, и слезы брызнули у него из глаз. Он еще раз поцеловал брата, но ничего не мог и не умел сказать ему.
На третий день после отъезда брата и Левин уехал за границу. Встретившись на железной дороге с Щербацким, двоюродным братом Кити, Левин очень удивил его своею мрачностью.
-- Что с тобой?-- спросил его Щербацкий.
-- Да ничего, так, веселого на свете мало.
-- Как мало? вот поедем со мной в Париж вместо какого-то Мюлуза. Посмотрите, как весело!
-- Нет, уж я кончил. Мне умирать пора.
-- Вот так штука!-- смеясь, сказал Щербацкий. -- Я только приготовился начинать.
-- Да и я так думал недавно, но теперь я знаю, что скоро умру.
Левин говорил то, что он истинно думал в это последнее время. Он во всем видел только смерть или приближение к ней. Но затеянное им дело тем более занимало его. Надо же было как-нибудь доживать жизнь, пока не пришла смерть. Темнота покрывала для него все; но именно вследствие этой темноты он чувствовал, что единственною руководительною нитью в этой темноте было его дело, и он из последних сил ухватился и держался за него
".

Каждый может увидеть здесь свое и я, конечно, не претендую на полноту и истину. Но что несомненно прочитывается в этом отрывке?
Во-первых, среди российского дворянства второй половины XIX-го века уже есть коммунисты. И один из них - Николай Левин.
Во-вторых, в другой части российского дворянства есть такие, как Константин, которые, видя оскудение русского дворянства, стараясь придумывать новые формы жизни и в поместье, и во всем обществе, пытаясь и сохранить дворянство в стиле, в чем то подобном почвенникам.
В-третьих, этакий "почвенник" Константин с треском проигрывает в споре коммунисту Николаю так же, как проиграли настоящие почвенники позже В.И Ленину и большевикам.
В-четвертых, и коммунист Николай не верит в Бога, и "почвенник" Константин не верит. На это ясно указывает последний абзац цитаты. Кстати, и другие персонажи романа не особо то и верят. Если поверить Толстому в том, что веры в Бога в дворянстве не было уже в веке XIX-м, то следовательно монархия в России была обречена.
В-пятых, спасением от бессмысленности жизни для Левина было его дело, работа, его идея, его мечта и её реализация. "единственною руководительною нитью в этой темноте (будущей смерти - ruskom) было его дело, и он из последних сил ухватился и держался за него".

Читайте русскую классику. И вы лучше поймете и прошлое, и настоящее.

Л. Толстой. "Анна Каренина".
Tags: Россия, Толстой
Subscribe

  • Народ беднеет

    64% молодых семей в России способны покупать только еду и одежду. А будет еще хуже. Почему? Российская буржуазия создана в 90-х годах воровством…

  • Торгашество, как "идеология"

    Путин на Валдае 2020 по поводу отношений со странами СНГ сказал: " Большой уровень кооперации, кстати, достаточно глубокий, в очень многих…

  • Про 300 сортов колбасы

    Под перестроечные завывания о "проклятом совке" и "300 сортах колбасы в буржуазном раю" разрушили СССР. Сегодня в городах РФ,…

promo ruskom february 9, 2017 01:26 17
Buy for 20 tokens
Сегодня от рук украинских террористов погиб командир ополчения Михаил Толстых ("Гиви"). Герой не умер, он ушел на небеса, к другим героям. Война на Донбассе идет почти три года. И даже сегодня на Донбассе воюют не только профессионалы, много осталось ополченцев, а будет еще больше.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments