Русский коммунист

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы


Previous Entry Share Next Entry
Православие и Коммунизм. Человек и общество
RedFlags
ruskom


Человек в окружении других людей часто чувствует себя одиноким. Почему? Не только потому, что в современном обществе стало нормальным аномальное - не обращать внимания на окружающих, не видеть и не слышать их, обходить стороной и не помогать, когда помощь бывает так нужна.

Проблема кроется еще и во взаимном непонимании, разлитом в обществе. Даже искренне пытаясь общаться, люди говорят на одном языке какие-то слова и не понимают друг друга. В результате таких "разговоров" проблемы не решаются, а чувство одиночества растет ещё более и уже порой не хочется ничего слушать и никому ничего доказывать.

http://otvet.imgsmail.ru/download/2f60c80f12ab21a9725a75ae531ac2e8_i-3.jpg

Что же является корневой причиной серьезного взаимного общественного непонимания? Отсутствие объединяющих общество смыслов и порожденного этими смыслами понятийного поля, проще говоря - языка. Для религиозных людей этот тезис можно подтвердить, вспомнив о строительстве Вавилонской башни, о последующем смешении языков людей и о невозможности дальнейшей совместной работы по причине непонимания людьми друг друга. Не будем говорить о целесообразности построения Вавилонской башни, но ведь в одном обществе и государстве люди должны понимать друг друга для успешного взаимодействия, не так ли?




Для людей, близких к марксисткой идеологии, приведу цитату из работ марксиста Александра Богданова, который обвиняет именно капитализм в нарастании отчуждения человека от человека, их взаимного непонимания: ««Абсолютное» индивидуальное «я» выражает собою социально-раздробленный опыт и жизненное противоположение человека человеку». Понимание назревшей необходимости преодоления общественного обессмысливания и следующего за ним непонимания, царящего в нашем социуме, не позволяют мне согласиться с теми уважаемыми критиками, которые предлагают "говорить с православными на одном языке, а с коммунистами - на другом". Нет, и ещё раз нет. Общие смыслы, объединяющие православие и коммунизм, единый на общественном уровне язык и последующая совместная работа, вот единственный практически необходимый метод и путь.

Кто-то может сказать: "Как вы собрались искать общее в таких разных смыслах, как христианская духовная борьба с грехом внутри себя и коммунистическая борьба за общественную собственность на материальные средства производства? Что вы собрались искать общего между духовным миром христианства и материальными устремлениями социалистов?" К сожалению, такое суженное трактование христианских догматов или прямое искажение коммунистического учения очень распространено в современном обществе, именно поэтому этот вопрос нужно обсудить хотя бы в первом приближении. Конечно, я ни в коем случае не буду брать на себя роль трактователя христианских догматов, ни текстов К.Маркса. Для этой цели существуют признанные авторитеты и тексты, которых я просто процитирую.

http://tolkovatelsnov.ru/netcat_files/Image/fr20.jpg

Эрих Фромм, немецкий социолог, психолог, философ в своей книге "Марксова концепция человека" по поводу "материализма" Маркса написал: "Самым распространенным заблуждением является идея о так называемом «материализме» Маркса, согласно которой Маркс якобы считал главным мотивом человеческой деятельности стремление к материальной выгоде, к удобствам, к максимальному благосостоянию, «обеспеченности» своей жизни и жизни своей семьи. Эта идея дополняется утверждением, будто Маркс не проявлял никакого интереса к индивиду и не понимал духовных потребностей человека: будто его идеалом был сытый и хорошо одетый «бездушный» человек. Одновременно Марксова критика религии отождествляется с отрицанием всех духовных ценностей (ибо духовность трактуется этими интерпретаторами исключительно как вера в Бога). <...> Следует отметить сразу, что это расхожее представление о Марксовом «материализме» совершенно ошибочно. Цель Маркса состояла в духовной эмансипации человека, в освобождении его от уз экономической зависимости, в восстановлении его личностной целостности, которая должна была помочь ему отыскать пути к единению с природой и другими людьми.".


Коммунизм в его первоначальном, неискаженном виде занимается человеком и только человеком, а целью коммунизма является духовная эмансипация, развитие человека ("раскрепощение и пробуждение высших творческих сил в каждом человеке"), всё остальное же является лишь средствами достижения цели. Коммунизм является прежде всего духовным учением и обладает положительными, близкими к христианским, смыслами (равенство, справедливость, духовное развитие человека). Именно на почве этих положительных смыслов на поле под названием "человек" можно и вести диалог между христианством и коммунизмом и вырабатывать новые общественные смысловые этажи.

Для человека православного духовная борьба со грехом, личное уподобление Иисусу Христу и спасение души есть центральная задача. Но эта борьба личная не отрицает работу христианина в обществе, среди других людей. Ведь если в первой заповеди сказано: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22:37), то второй заповеди: "возлюби ближнего твоего, как самого себя". Таким образом, уже в главных заповедях господа христианин выведен в общество других людей с великой миссией любви к ближнему. Некоторые богословы полагают, что именно поэтому первые христиане организовали в Иерусалиме общину: "У множества же верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим.ю но у всех всё было общее" (Деян. 4:32). "Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду" (Деян.4:43-35).

Мы видим, что и христианство духовное распространяется на общество, работает на общественном поле и по божьим заповедям, и в деяниях Апостолов, и коммунизм, как общественное учение, в его основаниях является учением духовным, с положительными светлыми смыслами, направленным на развитие лучшего в человеке. И человек и общество есть поле для работы православия и коммунизма, а это значит, что попытка смыслового сближения и выработки близкого общественного языка и совместной общественной работы и возможна, и необходима для христиан и коммунистов.


Примером такой активной работы сегодня можно считать практическую деятельность патриарха Русской православной церкви Кирилла. Таких примеров в деятельности патриарха стало очень много. Сейчас хочу остановиться на конкретном событии из его практической общественной деятельности. 30 апреля Святейший патриарх выступал в Дипломатической Академии МВД РФ. Выступление патриарха Кирилла очень важно для нашего разговора и по форме, и по духу. Поэтому необходимо и процитировать его слова, и обдумать их (цитирую с купюрами, полный текст читайте по ссылке).

Обсуждая современные проблемы мира и конфликты на Ближнем Востоке, угрожающие безопасности сотен и тысяч христиан, патриарх Кирилл говорит: "Церковь исходит из понимания того, что любые конфликты — это проявление поврежденного грехом внутреннего состояния человека. Есть замечательные библейские тексты о том, что и добро, и зло исходит из человеческого сердца (см. Мк. 7:23). <...> Без обращения к внутреннему состоянию человеческой души невозможно решить ни одного важного внешнеполитического, внутриполитического, социального, культурного, экономического вопроса".

Начиная свой тезис с церковных и православных позиций, обращая внимание на греховное повреждение человека, как причину бед и страданий, Святейший Патриарх перебрасывает мост к решению проблем внешних, политических, социальных, культурных. То есть, он сразу выстраивает мост "человек - общество", тот мост, о котором мы говорили выше.

Но патриарх Кирилл идет дальше и раскрывает свое видение, как в обществе могут происходить позитивные изменения: "Если не болит душа от того, что невинные люди погибают, то все остальное превращается в пыль, в мусор, в пустые слова. Только сопричастность человека страданию других может привести к реальным действиям. Такие действия иногда и производят пассионарные люди, организующие вокруг себя массы других людей. И им верят, потому что чувствуют правду, чувствуют, что это не просто профессиональная защита чьих-то прав, а соучастие в страдании другого человека".

Согласитесь, что этот тезис мог произнести не только патриарх Кирилл, в устах которого эти слова обретают большую силу, но и любой великий общественный лидер, начиная от Сованаролы и Мартина Лютера Кинга, заканчивая Фиделем Кастро и Эрнесто Че Геварой. Мы видим, что сегодня высший иерарх православной церкви не только не чурается роли общественного лидера, он эту роль на себя явным образом берет!

А сейчас мы подходим к ключевому месту в выступлении Патриарха Кирилла перед российскими дипломатами: "Современный образ жизни и стиль мышления людей кардинально изменился под влиянием стремительных экономических и социальных процессов. Многие люди просто перестали задумываться о своем нравственном состоянии, ценностной ориентации и духовном развитии. Следствием этого стало возведение в культ чувственных удовольствий, появление новых ложных ценностей и формирование у человека ощущения вседозволенности. Человек, живущий без Бога, начал воспринимать себя «мерой всех вещей». Свобода перестала быть сознательным ответственным выбором, а была определена в услужение человеческой прихоти и эгоизму.

И в самом деле, с чем связаны многие современные проблемы? Я так хочу, я сам — мера вещей, нет никакой абсолютной меры, никакого абсолютного авторитета не существует, человек свободен. А раз свободен, то он сам в себе и несет меру вещей. Какая может быть солидарность, если таким образом формируется сознание людей?
<...>
Этот фундаментальный вопрос, от которого зависит, как я сказал, судьба человеческой цивилизации, может решен в пользу некого нравственного консенсуса, в котором, кстати, могут участвовать и нерелигиозные люди, как это было, в том числе (может быть, удивлю кого-то этими словами) в советское время — мораль нерелигиозного общества совпадала с религиозной моралью. Иногда коммунистов даже обвиняли в том, что они многое заимствовали у христиан. Так оно и было, многие моральные принципы были схожими
".

Во-первых, патриарх Кирилл явно указывает на то, что "образ мышления людей" (читай, "человек") изменяется под воздействием и экономических и общественных процессов. С этим высказыванием не только невозможно спорить, более того, этот тезис фактически повторяет высказывание Карла Маркса «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Во-вторых, патриарх Кирилл прямо указывает на всемерное падение нравственности (а без нравственности не может быть ни общества, ни государства), разрушение ценностных ориентаций (а без ценностей не может быть ни идеалов, ни восхождения личного и общественного) и духовную деградацию, воцарившуюся в современном обществе лишенном Бога и высших смыслов. Следствием чего стали воцарившиеся в мире ложные ценности, эгоизм, похоти и вседозволенность. Разве не бесстыдная наглая вседозволенность правит там, где тяжелые американские бомбардировщики скидывают кассетные бомбы на беззащитных жителей Ливии?

В-третьих, патриарх сказал, что в таком разрушенном общественном сознании не может быть воспитана солидарность. В свою очередь, именно к солидарности призывали всегда русские коммунисты и в ней видели помощь и инструмент борьбы с мировыми конфликтами и войнами, которые сегодня явно захлестывают мир.

В-четвертых, Патриарх Кирилл видит методом разрешения этих фундаментальных мировых противоречий выработку общественного нравственного консенсуса, в котором должны участвовать и нерелигиозные, советские люди, все коммунисты, возводившие моральные устои в СССР на русских имперских и православных основаниях. Разве можем мы, коммунисты и люди просоветские, отвергнуть так явно протянутую нам руку православной церкви? Нет, не можем!

В-пятых, обратите внимание, что патриарх Кирилл не только точно определяет современные общественные задачи, говорит емко, интересно и выступает в роли явного лидера общественного мнения, он говорит языком, понятным и христианам, и людям светским, и коммунистам. То есть Святейший патриарх говорит на новом языке, понятном широкому российскому обществу! И в этом мы видим встречное движение православной церкви в решении сверхважной общественной задачи - выработке нового, актуального, понятного обществу языка, способного преодолеть набившее оскомину разделение общества на "белых", "красных", "зеленых" и тысяч прочих и способного обеспечить совместное, коллективное, солидарное, соборное и успешное решение актуальных задач России.

Почему же сегодня Русская православная церковь в лице Святейшего патриарха поднимает такие вопросы, на первый взгляд далекие от личной духовной борьбы христианина? Можно делать много предположений, можно найти много слов в Священном Писании, которые побуждают христианина к активной гражданской позиции. Но я уверен, что будет правильно ответить словами самого патриарха Кирилла: "На фоне всего этого развиваются процессы, которые шокируют людей. Все эти темы однополых браков, эвтаназии, включая и детскую эвтаназию, которая теперь разрешена в Бельгии, всё это помогает понять многим людям, что в нашей цивилизации надо что-то менять. Поймем ли мы все это настолько, чтобы объединиться в каких-то конкретных действиях или в очередной раз выйдем на новый виток разрушения человеческой личности и человеческой цивилизации? И сколько нам таких витков еще осталось до Великого и Страшного Божиего Суда?"

Необходимость изменений назрела не только в России, она назрела в мировом масштабе. Невозможно без содрогания в сердце смотреть на ужасы, творящиеся в Европе, в США и во всем мире, на зло и бесчеловечные преступления. Невозможно без боли и отчаяния смотреть на детей и матерей, растерзанных на Донбассе и в Сирии! Мир скатывается в бесчеловечный ад и в любой момент может по вине и воле человечества случится катастрофа, которая навсегда окончит жизнь на планете Земля.
Настало время духовной, идеологической битвы, в которой православные и коммунисты должны быть в одной армии. Как во времена Великой отечественной войны мы должны вместе воевать со злом и вместе его побеждать. А значит, взаимное сближение, работа над общими смыслами, разумный и прочный синтез православия и коммунизма не имеют альтернативы.

Posts from This Journal by “православие” Tag


promo ruskom february 9, 01:26 17
Buy for 20 tokens
Сегодня от рук украинских террористов погиб командир ополчения Михаил Толстых ("Гиви"). Герой не умер, он ушел на небеса, к другим героям. Война на Донбассе идет почти три года. И даже сегодня на Донбассе воюют не только профессионалы, много осталось ополченцев, а будет еще больше.…

  • 1
Действительно - иначе ад...

"... высказывание Карла Маркса «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»."
А что определяет бытие, если бытие определяет сознание? Бытие определяет собственность на средства производства. До тех пор пока во главе целей будет прибыль, а при капитализме иначе быть не может, ни какие общие с православием смыслы не изменят то самое бытие, которое определяет сознание. Ведь всем понятно, что максимальная прибыль достигается на человеческих порока. А значит капитал будет прилагать максимум усилий, что бы пороки процветали в обществе.

Edited at 2015-05-15 08:55 pm (UTC)

в точку. и к этому разговору подойдем.

а кто на портрете - канцлер Горчаков?

Эрих Фромм, если вы о фото в серединепоста.

согласен с автором

Если заповеди Христовы и кодекса строителя коммунизма, как бы ни чем не отличаются в смысловом понимании, то мне думается любой православный человек, светский и коммунист придут к единению. А теперь при таком посредстве Церкви и нашего Патриарха это произойдет быстрее./Зюгановцы давно уже подсвечниками заделались/.

Гладко было на бумаге.
Между прочим, "Человек - мера всех вещей" сказал, как мы помним, ещё Сократ.
Сократ был неправ?;) Сократ был неправ, но это надо уметь доказать.

Жители Иерусалима страстно ждали, что Исус из Назарета возьмет на себя роль "общественного лидера", а он "постыдным образом" от этой роли категорически отказался, за что и был осужден на расправу.
Так что не всегда хорошо, что духовный лидер начинает говорить на светском языке.

В нерелигиозном обществе нет морали, мораль всегда религиозна. Если в обществе есть мораль, значит в нем жива религиозность - вопрос только в какой форме.
Мораль и нравственность - суть категории принципиально различные. Мораль - религиозное понятие, основанное на религиозном различении Добра и Зла, а нравственность - сословная категория, определяющая "что такое хорошо и что такое плохо". Ни мораль, ни нравственность никогда не возникают в результате "общественного консенсуса".
На непонимании этого факта и "погорел" Л.Н.Толстой, со своей собственной "библией".

""Мораль - религиозное понятие, основанное на религиозном различении Добра и Зла""
А этика,как философия морали,тоже религиозное понятие?

сколько нам витков еще осталось до Страшного суда

Спаси Бог за приведенные цитаты Святейшего. Я как-то пропустил это выступление.
Тут есть одно, что вносит некоторое противоречие. Страшный суд, он конечно страшен, но христиане вслед за Богословом и любимый учеником Христа апостолом Иоанном в пределе своего жизненного духовного подвига должны приветствовать второе пришествие – «Ей! Гряди Господи!»
Понимаете, не сам Страшный суд страшен, а не готовность предстать на нем перед Судией. Но конечно, чтобы обрести такую готовность хоть в малой мере и остальное предоставить милосердию Господа и Спаса нашего, мы не можем не заниматься помимо внутреннего делания еще и внешним. То есть тем, о чем пишите Вы, и о чем говорит наш Патриарх.
Кстати я не думаю, что уместно применять по отношению к нему определение "лидер". Так же как не думаю, что он сам ищет некого лидерства.
Тут опять сложный вопрос. В адрес церкви звучит много критики и в том числе справедливой. Но многие ее озвучивающие или поддерживающие не осознают, что Патриарх, как и любой христианин, имеет опыт Богообщения. И по существу миссия христиан и Церкви заключается как раз в свидетельстве этого опыта, а через то свидетельство об Истине.
И слова Святейшего лично я воспринимаю именно как выполнение это Миссии, а не как попытку встать в роль лидера или утвердиться в ней.
В целом же, накануне Вознесения очень радостно было читать Ваш текст и понимать, что количество людей пытающихся найти общие смыслы у коммунизма и в христианстве растет.



Edited at 2015-05-18 07:19 am (UTC)

Re: сколько нам витков еще осталось до Страшного суда

Спасибо за конструктивную критику.

Патриарх сам был бы честен... Политика и церковь должны быть не связаны.

Политика и церковь - да. Общество и церковь должны быть связаны обязательно.

==Общие смыслы, объединяющие православие и коммунизм, единый на общественном уровне язык и последующая совместная работа, вот единственный практически необходимый метод и путь.
... Патриарх Кирилл видит методом разрешения этих фундаментальных мировых противоречий выработку общественного нравственного консенсуса ...==

1. "Общие смыслы, объединяющие православие и коммунизм" – цель;
"единый на общественном уровне язык и последующая совместная работа", как и "выработка общественного нравственного консенсуса" – задачи.
Метод – это, буквально, _мета-путь_ осмысления/реализации целей/задач в соответствии с идеалами и ценностями.
Цели-задачи/идеалы-ценности – это _что_.
Метод – это _как_.

2. В том и корень проблемы, что, насколько много говорим о обо всём хорошем против всего плохого, настолько мало задумываемся о методе. И всё время отождествляем метод с задачами и целями. И получается, дескать, просто, озвучили – и "за работу, товарищи". А воз и ныне там.
И проходим мимо проблем, которые, помимо тех, что на виду, менее заметны, но от осознания и осмысления которых зависит реальное выполнение продекларированного. Это проблемы, которые присутствуют на пути от поставленных задач к достижению целей.
И самое средоточие этих проблем в отношениях нас друг к другу, самим себе и окружающей реальности. Но, главным образом – друг к другу. И самое болезненное присутствует в том, что, декларируемые идеалы, на деле, в конкретных отношениях, не реализуются. Особенно, что касается любви к ближнему. Присутствует такая тенденция, дескать, "ты-то сам не любишь, значит, и тьфу на тебя". Причем, всё это не явно, не напрямую, не артикулируя, но даже, наоборот, вроде, с "респектиком", с "позитивчиком" и проч., то бишь, как всегда: _по форме – правильно, по сути – издевательство_.

3. А метод, – особенно, в связи с проблемой языка, – это всё через рефлексию обретается, через напряжение мозгов по поводу конкретных нюансов реализации целей/задач и выполнения идеалов/ценностей в поступках и отношениях. А не хочется. Хочется позиционироваться, _казаться, но не быть_, – хоть с коммунистическими идеалами, хоть с идеалами христианскими, хоть с ними вместе, хоть поврозь. :/

  • 1
?

Log in

No account? Create an account