Русский коммунист

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы


Previous Entry Share Next Entry
Образование и труд
RedFlags
ruskom


Что такое образование? Это труд ученика и учителя, труд сложный, системный, планомерный и очень длительный. Что такое обучение без труда? Это профанация и воспитание ни к чему ни способных трутней, рабов, а значит - уничтожение будущего.

Рассматривая результаты опроса "Аксио-6" и вспоминая выступления участников съезда, я вижу много параллелей. В опросе был вопрос (№ 22):

"Ниже в алфавитном порядке расположены 9 принципов организации обучения в школе. Просим вас оценить, какие из них более важны, а какие - менее важны для достижения тех целей целей воспитания и образования в школе, которые важны лично для вас?"

Что получилось в результате анализа ответов респондентов? Самым важным общество считает высокое качество подготовки преподавателей, учителей, воспитателей. Затем идет опора на трудовое воспитание, обязательный труд во время обучения и выполнение конкретной работы. Затем — опора на коллектив, реальное самоуправление учащихся (примерно, как в школах А.С. Макаренко). Подробнее см. ниже.



Если подвести итог сводному рецепту образования, как его видит общество по результатам опроса, то это будет именно модель, основанная на традициях советского образования. А именно: хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Слушая выступающих на съезде, знаете, я поверил, что не все потеряно, что можно и бороться, и побеждать, а значит воспитывать достойных школьников. Пример такой практики нам на съезде нам рассказала Марина Казачкова, директор школы поселка Красная Звезда Орловской области. Школа сельская и приоритет трудового воспитания понятен, трудовое воспитание необходимо для последующей социализации учеников, для успешного получения ими работы.

Тем более, сегодня фактом является то, что некоторые сельские школьники не умеют ни работать на огороде, ни мыть полы, ни ухаживать за домашними животными. Далее, и на селе, на месте, и в стране нет сейчас ни одной рабочей специальности, где бы не было дефицита кадров.

Еще одна проблема в том, что детский труд у нас в России запрещен законодательством. А это значит, что никакого дежурства после уроков не может быть, обязательная трудовая практика в конце года отменена, даже клумбу ребенок не может в школьном дворе поливать без письменного разрешения родителей. Зачем законодательно разорвали образование и труд, если одно без другого невозможно? Разве можно это сделать в здравом уме?

Нельзя говорить об успешном развитии личности, если ребенок отвлечен от труда. У школьника не происходит позитивной установки к труду. Не формируется восприятие труда, как одной из высших ценностей жизни, не формируется потребность в творческом труде, не формируется целеустремленность и предприимчивость в конце концов!

Марина Казачкова рассказала, как они в своей школе начали решать проблему трудового воспитания. Школа подписала договор с местным крупным коллективным хозяйством, что позволяет детям с 14-лет заниматься практическим производственным трудом. И это верно, ведь кадры для хозяйства готовятся только в школе и выпускники школы — единственный кадровый резерв. Взаимодействие идет непрерывно: с 1го класса дети ходят на экскурсии в хозяйство, в 14 лет объединяются в учебно-производственные объединения и работают.

Вот так мечты об образовании с опорой на коллектив и на трудовое воспитание материализуется в реальную работу в сельской школе и на земле. А значит, мы можем в малом сделать так, как считаем правильным. Осталось добиться этого в большом, в масштабах страны. И здесь тоже нам поможет только труд. Только труд.


  • 1

Труд в условиях капитализма меняет свое содержание и востребованность профессий совершенно иной характер принимает. Дефицит рабочих - прямая причина того, что труд плохо оплачивается, см. Прибавочная стоимость.
Я бы не стал осуждать тех, кто игнорирует такой низкооплачиваемый труд - это есть прямой удар по карману капиталиста, который в условиях дефицита работников вынужден поднимать зарплату.
А как еще работнику бороться за свои права? Профсоюзы уничтожены, телеэфир забит хвалебными одами Путину и его шайке из Роттенбергов и прочих Абрамовичей под соусом патриотизма. А между тем ВВП падает, малый бизнес разоряется. Только и остается рабочему человеку что голосовать игнорированием работы на такую шайку лжепатриотов и грабителей.


вы мыслите категориями политическими и экономическими, и в этой плоскости все верно. но образование - категория высшая, от неё зависит выживание народа. И поэтому учить нужно не взирая на текущие политэкономические коллизии.

Я помню, в 80-е г.г., над нашей школой шефствовало одно из самых богатых и градообразующих предприятий нашего города - Балашихинская хлопкопрядильная фабрика. Один день в неделю (в старших классах) у нас был прозводственный день, т.е. мы всем классом работали на этой фабрике. Правда, часов до 15 (точно не помню, но полдня, конечно). Девочки работали прядильщицами на новейших чешских машинах БД-200 (если я правильно запомнила название), а мальчишки - помощниками мастеров.
Так вот - это было реально здорово, без преувеличения! У меня от этой практики только самые хорошие воспоминания.
Так интересно было, мы как взрослые почти "обслуживали" по 4-6 машин, а то и больше! Работа была в том, чтобы определенным образом заправлять оборвавшиеся нитки в машину или менять бабины с хлопковой лентой, когда она заканчивалась, после чего запускать работающую ячейку машины снова. Обрыв или простой ячейки из-за отсутствия ленты видно было, т.к. загоралась лампочка.
Все было так хорошо организовано! Можно было ненадолго отлучаться в "комнату отдыха" - там был кислородный коктейль и огороженное место для релаксации. Забавно проходила эта релаксация - ты садишься в кресло в огороженную как бы кабинку, свет гаснет, зажигаются табло с красивыми картинками и звучит песня "Ласкового мая". А на полу еще массажер для ног... Можно поспорить, конечно - не всем нравится "Ласковый май", но - реально хорошие 10 минут отдыха!
Столовая там еще была дешевая, но как ни странно - все вкусно (по тем временам - это почти нонсенс для столовых). И - да, конечно, нам платили зарплату за отработанные часы!
И перед окончанием школы нам выдали что-то типа сертификатов (не помню как назывались - то ли удостоверения, то ли сертификаты) о квалификации прядильщицы какого-то там разряда (номер разряда не помню уже). То есть - мы могли потом придти на эту фабрику работать, т.к. и практика была, и теорию мы проходили и сдали... Конечно, никто из нашего класса туда не пошел, 70% наших поступили потом в университеты или институты в соседней Москве и работали потом там (может еще потому, что Москва рядом). Был бы наш город "в глубинке" - может кто и пошел бы работать на фабрику. А так - там работали 98% примерно - одни приезжие. А ведь там и платили хорошо, и организация труда отличная, и льготы всякие, и работа не сложная особо! Да, там еще и чисто везде, как ни странно, прямо почти - идеальное производство! Но - не престижно!
А фабрика как шеф еще и организовывала нам замечательные бесплатные экскурсии по Золотому кольцу России, в Ленинград, в Новгород, по Прибалтике, по Белоруссии. Где мы только ни были на этих экскурсиях, очень хорошо организованных, кстати - мы останавливались только в хороших отелях, часто - даже в системе "Интурист" (кто помнит - тот поймет).
Ну где сейчас эта фабрика, как думаете?! Правильно, прекратила свое существование еще в конце 90-х, распродана по частям под склады, магазины и офисы... Хорошо хоть не снесли ее - это прекрасный памятник старины, 19 в., с этой фабрики и пошла Балашиха как город (по многим данным)!



Edited at 2015-09-16 05:59 am (UTC)

Спасибо за ваш рассказ. Вы не против, если я на ваш рассказ буду ссылаться, как на пример?

Да нет, не против, конечно.

А в Москве были т.н. Учебно-производственные комбинаты. Там учили нескольким профессиям, можно было выбирать, на какую учиться. Теория практика, и летом - практика на производстве. Тоже выдавали свидетельство, то есть из школы все выходили, имея специальность.


Ага, только вот мало кто потом работал по этой специальности, к сожалению... Да что там, я и сама так же. Нас после школы всех уговаривали на фабрику пойти работать, обещали помочь поступить в соответствующий институт (уж не помню какой), чтобы вернуться на фабрику мастерами, технологами или руководящим составом (впоследствии), но никто не согласился.
А я теперь вспоминаю и хотя, конечно, не жалею, что не пошла тогда "на фабрику работать", но все равно удивляюсь, что совсем никто не пошел, даже "двоечники" и "троечники"... Одни приезжие "лимитчики" как их называли - там трудились, из Средней Азии много было работников.

Но все равно, возвращаясь к теме поста - очень "хорошее дело" так вот "приобщать к труду" школьников. Это и интересно, и полезно. Жаль, что этого сейчас почти нет... Хорошо бы вернулась такая практика!

Edited at 2015-09-16 12:07 pm (UTC)

Да, ремесло не коромысло)

Почему-то ещё мало говорят о том, что производительный труд должен вырабатывать отношение к учёбе как к труду. Учёба - основная обязанность школьника, а сейчас и двойку-то в четверти поставить нельзя. А производство при хороших наставниках воспитывает честное отношение к обязанностям.

  • 1
?

Log in