Русский коммунист

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы


Previous Entry Share Next Entry
"Что вообще сделали древние греки? Ничего!" Размышления о будущем России
RedFlags
ruskom


Разговаривал сегодня с шестиклассником из одной совсем не бедной провинциальной семьи. Его познания в истории меня поразили и навели на очень грустные размышления о будущем России

Семья образованная, родители имеют хорошую работу, все дела... С чего начался разговор? С перечисления шестиклассником любимых им предметов. Математика, физкультура, история... На вопрос: "Что вы закончили изучать по истории?" был получен ответ "Древнюю Грецию".

Я искренне решил узнать, что заинтересовало парня в глубочайшей истории Древней Греции, что он запомнил, о чем расскажет.
"Расскажи про Троянскую войну". Ответа нет, в глазах у парня недоумение.
"Ну хорошо, а о битве при Фермопилах расскажешь?" Я полагал, что 300 спартанцев хорошо должны запомнится парню. Тот же самый ответ.
"Ну а что вообще сделали древние греки? Почему вообще их изучают?" Вразумительного ответа я не получил, хотя пытался еще минут пять... Ничего не сделали древние греки в сознании этого парня. Вернее, уроки истории по теме "Древняя Греция" не оставили в его сознании ничего. Ничего!

Что происходит в нашем образовании и конкретно с изучением истории? Почему мальчики даже о спартанцах ничего не могут сказать? Давайте послушаем профессионала, Юрия Никифорова, к.и.н., завкафедрой истории, философии и культурологии МГТУ им. Шолохова, профессора Академии военных наук. Приведу несколько характерных тезисов из его выступления на 2-м съезде РВС.

Один из современных учебников учит будущих учителей истории следующему: "надо внушить ученикам, что любые реформы должны проводиться до конца, чем бы они ни заканчивались". Дальше написано, что надо их проводить, как бы трудно эти реформы ни проходили.

История - основная опора для формирования идентичности юноши, его гражданского и патриотического воспитания. Юноша должен понять, что он русский, гражданин России, что Россия имеет огромное самоценное историческое пространство. И это историческое пространство влияет на нас и должно влиять на наших потомков. Все эти задачи должны выполнятся на уроках истории. Но будет ли это сделано, если:
- реформы должны проводиться до конца, чем бы они ни заканчивались;
- результат перманентного реформирования нашего образования за последние 25 лет сугубо отрицательный;

А значит результатом этого постоянного отрицательного реформирования может быть деградация и образования вообще, и изучения истории в частности. Далее следует разрушение и общества, и патриотизма. А значит - государства и будущего нашего народа.

Да, образовательные стандарты содержат требования о "воспитании российской гражданской патриотичности". Да, по инициативе президента РФ создана новая, можно сказать патриотическая, концепция преподавания истории и новые учебники должны поступить в школы уже в 2015 году. Но все эти благие деяния входят в противоречие не только с ситуацией постоянного реформирования российского образования, в которой нет ни качества, ни положительного результата для общества, ни гарантии, что в будущем все эти патриотические концепции не сменятся на нейтральные или хуже - антипатриоитически - либеральные.

Другим противоречием, по мнению Ю.Никифорова, является определение образования, как сферы услуг. А сочетание принципа патриотического обучения истории и вообще образования, как услуги - это шизофрения. Почему? Да потому, что патриотическое обучение не может быть услугой, за которую заплатит или не заплатит потенциальный покупатель. А качество этой услуги - патриотического обучения истории и шире, воспитания, не может зависеть от принципа платности или условной платности образования, от принципа цены. Потому, что цена в данном случае - это существование (или нет) народа и России, как государства. В рамках парадигмы "образование, как услуга", обучение школьников истории (а тем более в патриотическом ключе) неизбежно превращается в некий "образовательный налог, сверху навязываемый государством условному потребителю некоего пакета услуг". Следовательно, при победе концепции "образование - это услуга" любое патриотическое образование или воспитание в школе обязательно скорчится и потом деградирует.

Следующим противоречием с любым патриотическим образованием и воспитанием является так называемый компетентносный подход в образовании. В компетентносном подходе отправной точкой являются некие трудовые функции, которые осваивает ученик в процессе обучения. Эти трудовые функции определяет работодатель и патриотизма в этих функциях, согласитесь, может и не быть. Далее из этих трудовых функций формулируются целевые установки образовательной программы. Работодателю, по большому счету, плевать, празднует ли его работник, например, 9-е Мая.

Да и вообще в такой парадигме "образование - услуга - трудовая функция - компетентность" будущему работодателю не нужны ни знания работника по истории, ни по литературе, ни по другим гуманитарным предметам. А значит школа обоснованно может сокращать учебные часы по этим предметам, что с успехом и делается. В такой системе патриотизм ученика, о котором говорят образовательные стандарты и указы Президента РФ остается невыполнимой декларацией.

Следующая проблема самого преподавания истории содержится в существующей системе образования. С 1992 года в законе "Об образовании" преподавание истории в школе было разделено на два этапа: с 5-го по 9-й класс история изучается, потом в 10-11-м классах повторяется заново. Осталось то же самое количество часов, но на практике получается, что на практике в 10-11-м классе ученики не изучают историю далее, а повторяют изученное. А значит, по факту изучают меньше, чем в советской школе, когда обучение истории было непрерывно развивающимся с 4-го по 10-й класс.

Но это еще не все. По факту, ребенок в 10-11 классе чаще всего просто бросает учить историю, так как обязательного ЕГЭ по истории нет, а значит история превращается в факультатив. Ведь историю сдавать не надо, а есть другие ЕГЭ, к которым нужно готовиться ребенку в старших классах! А значит и история, и патриотизм проходят "мимо" ученика именно в то время жизни, когда его личность усиленно формируется. А значит, у молодого человека создается пустота, которую с удовольствием заполняют другие, далеко не патриотические силы.

Большая проблема для изучения истории заложена в самих учебниках. В 90-х годах советские учебники было подвергнуты резкой критике за "идеологизированность", за сухость, за не интересность. Новые учебники стали интереснее за счет включения туда разных деталей, картинок, отрывков из источников. Но из учебников исчезла такая ось обучения, как теоретическое осмысление. Нет разговора со школьниками о законах исторического развития, о причинах, сути и характере процессов. Используемые в учебниках термины - это ярлыки, не имеющие никакого научного смысла. "Апогей сталинизма" - что это? Ярлык. Термины и понятия, которые должны передать некоторые теоретические знания, практически не используются.

А значит, используемые схемы в истории серьезно примитизированны. Например: "Почему Иван Грозный убил своего сына? Потому, что он был злой! Почему Александр II освободил крестьян? Потому, что добрый!" Примитивизация, как принцип. Кроме, как рассуждать о доброй или злой воле того или иного правителя школьники обычно не способны. Вот такое, простите, одебиливабющее образование. Вскрыть социальные, экономические и другие предпосылки школьники не могут, такой язык им вообще недоступен. А значит, и в современно жизни они, вероятно, будут мыслить в парадигме "злой Путин против добрых США". К чему это может привести? К "майдану" в Москве.

Вот что говорит по этому поводу Ю.Никифоров:
"Созданы предпосылки для того, чтобы выпускники школ увлекались потом разного рода теориями заговора. Они по-другому не могут объяснять мир вообще. У них «злой Сталин приказал, поэтому так случилось». ... Вот это — их уровень разговора. Вот этой конспирологией могут увлекаться. Дальше — они могут увлекаться разными мистическими альтернативными версиями истории. Они готовы верить, слушать тех, кто рассказывает про всякие разные мистические факты или вообще такого типа факторы, действующие в истории. А значит, они становятся легкой добычей любого фальсификатора истории или любого члена тоталитарной неоязыческой секты. Потому что сама по себе рефлексивная способность критически относиться к историческому материалу — она не сформировалась в процессе обучения, там нет места для этого: времени для того, чтобы думать и рассуждать, у учителя не было".

Таковы плачевные перспективы патриотического подхода к образованию в России и, напротив, перспективы конспирологизации и "майданизации" сознания российской молодежи. Самое интересное, что эта слабость образования играет на руку разного рода манипуляторам, которые на почву исторической "невинности" молодежи накладывают свою антипатриотическую работу. Например, такой антипатриотической деятельностью, в частности прославляющей бандеровцев, занимается АНО "Пермь-36" и его руководитель, Виктор Шмыров. Такие люди, как Виктор Шмыров и его друзья-правозащитники, с удовольствием заменят историческую патриотическую пустоту на содержание бандеровское, профашисткое, прославляющее коллаборационистов. Прочитайте пост уважаемого kamrad2213 «Они что, извращенцы?». Некоторые грани антигосударственного пробандеровского поведения Шмырова и музея "Пермь-36" там даны.

Страшно не то, что сегодня мальчик ничего не знает о Древней Греции, изучив курс школьной истории за 5-й класс. Это просто тревожный звоночек. Страшно то, что молодежь, которая не получила хотя бы нормального (не говорю - патриотического) образования, и потом обученная лжецами, антисоветчиками и антипатриотами типа Шмырова в музеях типа "Пермь-36" в ответ на вопрос: "Ну что вообще хорошего сделали в СССР?" ответит: "Ничего. Только людей убивали". Далее всей это молодежи можно объяснить, что современная Россия - это наследник СССР  и что здесь тоже ничего хорошего. А потом будет "Майдан" в Москве и России  не будет совсем. Вот такие грустные мысли по поводу одного разговора с одним слабым в знании истории школьником...


promo ruskom february 9, 01:26 18
Buy for 20 tokens
Сегодня от рук украинских террористов погиб командир ополчения Михаил Толстых ("Гиви"). Герой не умер, он ушел на небеса, к другим героям. Война на Донбассе идет почти три года. И даже сегодня на Донбассе воюют не только профессионалы, много осталось ополченцев, а будет еще больше.…

  • 1
Не понимаю, как может нравится история, и при этом, как можно настолько ничего не знать. Тогда вопрос, что ему там понравилось-то ?

Я сам был потрясен. Именно поэтому историю эту и рассказал. А так, хороший очень парень, положительный, семья отличная. Вот так.

Современная школьная программа - это вообще ужас. И не только по истории. Они уже и до математики добрались.
А чему может научить Солженицын на уроках литературы? Как эмигрировать?..


Еще как лгать и стучать.

Солженицын может напомнить.как можно получить рабочие руки для новой индустриализации.

От того, что Вас посадят в ГУЛАГ, ну например, как революционно настроенного врага буржуев, Вы вряд ли станете более образованным и обретёте необходимые для новой технической революции навыки и опыт.

Чем плох Солженицын как писатель? А если ребенок, выросши в тех ужасных реалиях, которые его сейчас окружают, сам решит эмигрировать-это Солженицын виноват??

Edited at 2015-09-11 09:17 am (UTC)

Плох?.. долго объяснять чем. Для меня он такой же писатель как из Гитлера художник.


Отечественные "элитарии не просто недальновидны, они тупы, как бараны. Или как жирафы. Им уже тысячу раз говорено, что вне России им по-любому - кердык, а значит нужны квлифицированные кадры, способные поддерживать обороноспособность в надлежащем состоянии, а ведь ещё нужно, чтоб кто-то, и большом количестве шёл на смерть за капиталистическую родину и лично г-на Путина. Нужного количества может и не набраться. До них не доходит.
Утешением служит только то, у прочих буржуазных родин, от которых может исходить реальная военная угроза, тоже с жертвенностью не ах как хорошо.

«"Апогей сталинизма" - что это?» Т.к. в школах астрономия не обязательна, вряд ли учащийся ответит, что такое апогей. И про сталинизм ничего не будет сказано, судя по описанному вами результату преподавания истории. Действительно, ярлык, ничего не объясняющий. От ярлыков через тернии обратно к звёздам...

" потом будет "Майдан" в Москве и России не будет совсем"

Вот и отлично. каРФаген должен быть разрушен. А недоумки-рашкопатриоты - отправиться удобрять собой поля.

Сын пошел во второй класс, читаем учебник по литературному чтению. Первые несколько уроков посвящены Родине. Честно скажу, подборка текстов и стихотворений привела меня - патриота до мозга костей - в бешенство. Стихотворения неизвестные, косноязычные, тексты чуть ли не на древнерусском... вызвали отторжение, а не прилив любви к стране... Невозможно научить патриотизму, читая стихи. А когда в программе топорного патриотизма слишком много - дети начинают ненавидеть эту тему. То же самое происходит и с православием. Любой станет шарахаться, если на него из-за каждого угла будет прыгать агрессивный поп с манией величия.
А история... ну что история... часы урезали, дискуссий в классе больше нет. Выход? Развивающие мультфильмы Саакянца. Мои дети их смотрят, запоминают. Походы в музеи. Многие родители практикуют поездки в страны, привязывая их к школьной программе. Греция - едут в Афины. Рим - едут в Рим. А что делать? Школа ясно дает понять, что обучать она не будет.

Вот реально, что требует кардинального пересмотра-это школьный учебник литературы, отбивающий напрочь охоту к чтению... Действительно-написанные на древнеславянском малопонятные тексты у малышей уважения к языку не прибавляют...

Ладно история России-а всеобщая история массам где сдалась?

Все логично ребенок сказал. А вот выверт сознания про взаимосвязь изучения героев и войн Древней Греции и патриотизм в России забавен.

Edited at 2015-09-11 10:23 am (UTC)

Историю, культуру, историю культуры, литературу, историю литературы и начала политической и экономической географии либо преподают дома в семье, либо никак не преподают.

Конкурентов "Занимательной Греции" М.Гаспарова нет. Покупается в дом, читается с ребенком вслух ежевечерне, разбирается, анализируется. Разумеется, это должен быть не единственный и не первый источник о древнем мире.

А если только школьные уроки истории, помилуйте, что с них можно поиметь?

Тогда зачем в школу ходить? И зачем вообще историю учить? Давайте уберем совсем. Кстати, так и мыслят либералы от образования. Их мало. И наше общество так не думает.

Ваш вопрос "зачем вообще историю учить" -- он к чему? Я пишу, что *школьные* уроки истории практически бесполезны. Собственно, школа -- возможный путь к спасению для детей из неблагополучных семей. Школа что-то дает, фиговенько-фиговенько. Если семья не занимается образованием детей, из школы дети практически ничего не выносят, кпд школы без семьи мизерный.

А вот если семья подключается, то школа может оказаться полезным ресурсом. только надо уметь его использовать, если есть что использовать вообще.

"А вот если семья подключается, то школа может оказаться полезным ресурсом. "

Опишите конкретно,как семья+школа успешно учит с детьми историю?

Не совсем так. Семья дает помимо школы, позволяя сосредотачиваться на хороших (и, если повезло, отличном) учителях и игнорить обычных. Если учитель истории обычно-массовый -- т.е. троечница, которая только и смогла, что в пед поступить, ненавидящая школу, детей, мужа (если есть) и т.п., то на ее уроках можно под партой читать интересные книжки или делать домашку по математике - мне известны люди, делавшие и то, и другое. А историю изучать дома по хорошим книжкам. Древний мир даст Гаспаров (помимо Греции у него есть "Капитолийская волчица"), дальше можно хоть "Жизнь 12 цезарей" и хорошую художественную литературу, благо есть. А заинтересует период - так и много других материалов. Точно так же по другим периодам. Одновременно музеи, поездки, обсуждение дома.

Конечно, это всё из расчета лучше быть богатым и здоровым. Бедным и больным -- вот это, когда знания даются школой, а в семье не даются. Тогда упс.

"Конечно, это всё из расчета лучше быть богатым и здоровым. Бедным и больным -- вот это, когда знания даются школой, а в семье не даются. Тогда упс. "

Вот в этом и изъян вашей логики (Родители отвечают за обучение ребенка) или, если хотите, логики современных реформаторов от образования.

Так быть не должно. Образование - неотменяемая стратегическая государственная функция. Государство обязано обеспечить высокий уровень образования в школе всем. Особенно изучения истории. Ведь только история из школьных предметов системно воспитывает патриотизм.

И государство, если оно хочет просто быть, не имеет право отдавать это на откуп семье.

И еще замечание, что без школы обучение в семье невозможно. С другой стороны, хорошая школа может убрать проблему обучения из семьи и сосредоточить родителей на воспитании, на духовном, на культуре.

Как раз без школы обучение замечательно возможно -- если есть средства и желание. Опять имеем имущественный и образовательный ценз, да. Примеров масса. Особенно это легко сейчас, когда на интернете, например, есть бесплатно все учебники за все школьные годы. Современные и старинные. Есть видеоуроки, есть онлайн-курсы, есть программы.

Но да, я, разумеется, говорю об академическом образовании. Ремесленное так не получишь, но российская школа его и не дает, увы. И да, политическое образование сильное государство старается в семьи не отдавать и контролировать. Скажем, в Германии непосещение школы есть уголовное преступление родителей, за которое нет-нет да и сажают особо упрямых. Домашнее обучение там запрещено на государственном уровне. Это крайний случай, но и в других странах первый ресурс политического воспитания - школа.

Троянская война никакого отношения к Древней Греции не имеет. Троянская война - это балкано-анатолийские разборки. Тот факт, что сами древние греки мигрировали на территорию сегодняшней Греции с территории Балканского полуострова и принесли с собой память об этом эпическом историческом событии, не делает троянскую войну частью истории Древней Греции.

Троянская война изучается в курсе истории 5-го класса.

про математику не спрашивали?

Нет. Побоялся за парня.

Точно. Европа опять хочет почувствовать русский сапог на своей роже.

  • 1
?

Log in