Русский коммунист

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы


Previous Entry Share Next Entry
Православие и Коммунизм
RedFlags
ruskom


Во всякие времена тяжелых испытаний русский народ лишь в единстве своем мог выстоять и победить. Напротив, любое размежевание в народе всегда вело к внутренней слабости, а значит, и к поражению. Поражение в нынешнем страшном глобально - агрессивном, заточенном против России мире - недопустимая для русских катастрофа, и поэтому именно о спасении народа в реализации русского мессианского проекта и нужно вести речь. На каких идейных основаниях мы можем спастись и реализовать русский всемирно значимый проект? Об этом пойдет речь.

Задача, предпосылки и надежды

Спасение России и возможно только основе православия, русского коммунизма и их гармоничного синтеза. Да, да, на основе и православия, и коммунизма. Об этом я обязан сказать сразу, в самом начале, так как жанр заметок в ЖЖ не позволяет "растягивать удовольствие" и вести читателя к выводу через сотни книжных страниц. И ситуация такова, что можно и должно говорить только прямо и честно. В ответ я прошу всех, кому заметка попалась на глаза, прочитать её до конца и, при желании оставить свое мнение.

Скептик может сказать, что история взаимоотношений православных сообществ и людей коммунистических в России, мягко говоря, сложна. На что я отвечу следующее: во-первых, православная церковь успешно существовала весь 20-й век, во-вторых, да, были очень сложные периоды, и, в-третьих, именно факт наличия такой истории конфликта и дальнейшего существования и дает шанс России и на выход из всех видов тупиков, в которых Россия сегодня оказалась.

http://stixirus.ru/wp-content/uploads/2015/03/ilya-glazunov-eternal-russia-1988-e1268325428215.jpg

Россия тысячу лет является православной державой. После падения Византии Россия приняла на себя крест первой православной державы в мире. Несение этого тяжелого креста православной государственности обусловило и русский путь, все наши провалы и все русские победы. Даже сегодня, в наше сильно безбожное время процент людей, считающих себя православными в России очень высок и это чрезвычайно радостно. А выросшими в православной культуре можно считать всех жителей России, любой законченный материалист и атеист живет в этих культурных кодах, они воздействуют на него помимо его воли. Православие - русский исторический, духовный и культурный факт.

Плакаты Великой Отечественной Войны СССР . . 1941-1945 г. г. : фотографии Старое фото / рис

Советский социализм как реальность существовал и развивался в России без малого семьдесят лет, и эти годы и поколения людей никак не возможно изъять из русской истории. Да и не нужно изымать, если не ставить своей целью обрушение современного российского общества и государства в небытие. Не нужно изымать потому, что советский опыт явил миру величайшие общественные (образование, медицина, равенство, справедливость), научные (космос, атом и многое-многое) достижения и победы народного духа - прежде всего, Победу 1945 года.

Тысячелетний опыт православия и советский исторический опыт, оказавшийся во многом передовым для России и мира, позволяют поднимать и серьезно обсуждать вопрос синтеза православия и русского коммунизма именно в России, в единственной в мире стране, где эти сущности успешно и полноценно работали в реальности, а не в фантазиях или на страницах книг.

http://im11.asset.kwimg.kz/screenshots/normal/n0/n0g0nc5j01zh_3.jpg

Кроме исторического опыта к вопросам глубокого синтеза православия и коммунизма подталкивает структура нашего общества. Да, подавляющее большинство граждан России воспитано в православной культуре. Не вере, подчеркиваю, не в мировоззрении, а именно в культуре. Но, также социологические опросы показывают, что около 90% граждан России являются мягко или жестко просоветскими, относятся к СССР с уважением или с огромной любовью, ценят всё лучшее, что было в СССР. Ясно, что есть общественная страта, не разделяющая православную веру, не считающая себя христианами, но серьезно просоветская, с другой стороны, есть часть православных граждан России, с той или иной степенью не принимающая советскость.

Итак, большинство россиян относятся и к православным, и к просоветским людям (какое конкретно большинство - пусть скажут социологи) и именно наличие этой общественной группы позволяет говорить о том, что внутри себя эти люди православие и советскость уместили определенным гармоничным доля их образом.Общественная работа по синтезу православия и коммунизма не только возможна исторически - она необходима и исходя из общественных реалий сегодняшней жизни. Этот синтез позволит объединить православные и просоветские группы и создать идейно, духовно и мировозренчески единое общественное ядро. Следовательно, наше общество сможет быть мобилизовано на борьбу с сегодняшними вызовами, стоящими перед ним. А значит, есть шанс на новую русскую Победу.

Православие, с одной стороны, и советский опыт с другой никак не изъять из исторического и общественного сознания русского общества. Разве только какая-либо агрессивная группа, на манер антинародных либералов из 90-х годов прошлого века, вознамерится снова проводить массовые опыты над людьми, выкорчевывая из их сознания советские или православные культурные коды. Если и найдется такая группа, то делать это она сможет только в условия диктатуры при поддержке внешних сил, так как общественной и государственной поддержки эта группа в сегодняшней России не получит.



Главным для общественной работы по серьезному, в масштабах страны, синтезу православия и коммунизма считаю тот факт, что народный, глубинный синтез этого уже произошел сегодня на Донбассе, где ополченцы под знаменем с ликом Христа и под советским знаменем Победы подвижнически борются с мировым фашизмом, который приготовился к прыжку в горло России с украинского плацдарма. Перед лицом фашистского врага с одной стороны и русских ополченцев с другой стороны, отдающих жизни "за други своя" в борьбе с нацизмом, мы не можем молчать. Мы обязаны осуществить это синтез. Это наш долг перед Творцом, перед Историей, перед живыми и мертвыми.

Не претендуя на полноту, уникальность и "истину в последней инстанции", попробую оговорить принципы, на которых можно начать осуществлять эту работу.
Во-первых, никто не должен и не будет посягать на символы веры православных людей и на святые камни, "этос" людей с советскими коммунистическими взглядами. Только на таких основаниях взаимного уважения диалог просто возможен.
Во-вторых, для осуществления синтеза необходимо задать некую рамку, смысловое поле, в котором можно будет с уважением к текстам святого писания и отцам православной церкви с одной стороны и к коммунистическим социальным трудам с другой, находить точки соприкосновения, осуществлять синтез и выстраивать новый смысловой уровень.
В-третьих, всю эту работу нужно делать, только исходя из принципа общественного блага и только в атмосфере любви и христианской, и накаленной коммунистической к русскому народу, к обществу и к государству. Именно принцип любви и руководство общественным благом поможет осуществить эту сложную работу по синтезу без разрушения, по выстраиванию новых смысловых этажей, по развитию и реализации русского мессианского проекта.

http://ns.shymkent.kz/load_theme/files/201202101027524f34f12895b4b.jpg
Фото Земли из космоса. Огни ночных городов.

Человек - единственное живое существо на Земле, которое может менять материальный мир вокруг себя по своему усмотрению, создавая искусственную среду. Да, и другие живые существа могут что-то строить, например бобры строят хатки и запруды на реках, птицы - гнезда, а пчелы  - идеально шестигранные соты. Но только человек в процессе своего развития научился изменять природную среду вокруг себя так тотально. Сначала человек жил в жилищах из природных материалов, затем все более и более искусственного стало приходить в нашу жизнь. Шалаши и дома из бревен сменились небоскребами из стекла, металла и бетона, которые не взяты из природы напрямую, а серьезно переработаны с помощью различных технологий. Таким образом, только человек смог вместо среды природной создать вокруг себя среду во многом искусственную. Эта среда состоит из дорог и мостов, домов и заводов, автомобилей, станков и прочего. И если природная среда может поддерживать свое состояние самостоятельно, то искусственная материальная среда нуждается в постоянном участии человека в её поддержании и развитии.

Человек поодиночке не способен не только развивать, но и поддерживать искусственную во многом окружающую среду. Для этого необходимы объединения людей, то есть необходимо общество. Общество объединяется не хаотично, а на основе каких-либо норм и правил, регуляторов. Человек, общество и искусственная материальная среда являют собой то единство, без которого жизнь и развитие человека на Земле не возможно. Изыми один элемент их этого треугольника "человек - общество - искусственная материальная среда", уничтожь его или приведи к его деградации - и жизнь человечества будет прекращена. А значит, каждый элемент из этого треугольника важен для нашего разговора.

Да, православие исторически сосредоточено на человеке, на душе и спасении её от греха, и часто просто игнорировало общественную и экономическую сторону бытия. С другой стороны, коммунизм классический был сосредоточен на человеке, подходя к его проблемам со стороны социальной (общественной) и со стороны производственной среды (искусственной среды, создаваемой человеком в процессе эволюции). Но и человек был практической целью советского социализма, которую нужно было решать в обществе, в котором уже были светские, неверующие люди. Не зря попытки создания "нового человека" так осмеивали враги коммунизма, но который в реальности был всё же создан. Нужно признать, что новый человек в СССР не был достроен полноценно, иначе, нужно признать, что этот человек СССР и грохнул. Что было этому причиной - тема отдельного разговора, но нужно признать, что атеизм в разных его формах и двоемыслие, порожденное официальной атеистичностью СССР, не способствовали развитию человека и были одной из основных ошибок советского проекта.

С радостью наблюдаю сегодня, как новые коммунистические силы в России явно начинают работать в поле человека, говоря о необходимости в первую очередь духовного развития каждого человека. Такая духовная открытость новых коммунистов обеспечивает своим христианским сторонникам истинную свободу совести, свободу вероисповедания. Практически это выражается в том, что в новом российском коммунистическом движении "Суть Времени" православные люди очень широко представлены, я не скажу, каково их процентное отношение, но полагаю, что доля православных людей в "Сути времени" составляет явно более половины.

С другой стороны, духовные лидеры Русской православной церкви начинают активно работать на общественном поле, принимают на себя груз ответственности не только за спасение душ прихожан, но и за моральный и духовный климат в российском обществе. Патриарх Кирилл, глава РПЦ, давно и полноценно занимает очень ответственную общественную позицию, он даже планирует открыть собственную страницу в социальной сети "В Контакте".

Одновременно, высказывания Патриарха Кирилла говорят нам о необходимости синтеза великих духовных и социальных исторических русских идеалов: "Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность»".



Сближение православных духовных ценностей и социального и человеческого опыта советской эпохи происходит на наших глазах, в реальности, и это уже явный тренд. Именно так, улавливая народные чаяния и мечтания, процессы, проходящие в общественном сознании, можно создать идеологические и духовные общественно необходимые инструменты, основанные на лучшем в русском историческом опыте и создаваемые для реализации русского будущего, обеспечить единство народа и реализацию русского проекта, русской миссии.

Практические вопросы синтеза православия и коммунизма будут рассмотрены в следующих заметках, а пока я вам предлагаю создать настроение и насладиться отличной советской песней "Веселый ветер" (И.Дунаевский,В.Лебедев-Кумач), которую исполняют священники Нижегородской епархии. Всё это не случайно. Совсем не случайно!





promo ruskom february 9, 2017 01:26 17
Buy for 20 tokens
Сегодня от рук украинских террористов погиб командир ополчения Михаил Толстых ("Гиви"). Герой не умер, он ушел на небеса, к другим героям. Война на Донбассе идет почти три года. И даже сегодня на Донбассе воюют не только профессионалы, много осталось ополченцев, а будет еще больше.…

да

но надо ли замахиваться сразу на Вильяма, нашего, Шекспира Коммнунизм

не легче ли начать с православного социализма?

Начать легче, но нужно обозначить еще и стратегическую цель.

(Deleted comment)
Какой показательный пример. Пожалуй, комментарий ваш оставлю, а вас в бан. Ибо нечего сквернословить.

А нет, удалю всё. Слишком уж вы разошлись.

Edited at 2015-05-04 07:09 pm (UTC)

http://magis-amica.livejournal.com/169776.html
Протоиерей Александр Кузичев: Благодарю Бога, что родился и вырос при социализме
Вчера в комментах нашла статью православного батюшки с совершенно советским мировоззрением. Почитайте, интересно.

Со многим можно согласиться, только у этой схемы есть один изъян: в ней не нашлось места мусульманам, буддистам, иудаистам и другим.

Советский патриотизм был более универсален, и это стало залогом Великой Победы, 70-летие которой будет отмечать "и гордый внук славян", и все 100 языков России.

Вы правы. Нужен диалог с каждой традиционной религией России.

в этом спасение

Отличный пост, и очень вовремя.
Я в последнее время интересуюсь и подбираю материалы. Хотя сам закоренелый технарь и в гуманитарных науках почти полный профан, решил заняться разработкой в этом направлении. Пусть неказисто, пусть кое-как, но тема просто не пахана совсем. И крайне нужна. Начать с чего-то малого, хоть немного дополнить общую чашу своей каплей.
По посту хочу заметить, что мы не должны забывать третий компонент необходимого синтеза - это русскость. Как мне кажется, изначально СЕК говорил о синтезе русскости, коммунизма и христианства. И быть может, в русскости будет какой-то ключ к пониманию общего синтеза.
Еще хочу сказать, что это огромная интеллектуальная работа, и времени, скорее всего уйдет немало. Потребуется изучение и коммунистической традиции и православной, потребуется более тщательное погружение и в русскую культуру.
Если кто-то, кто более-менее владеет тематикой, прошу поделиться ссылками, материалами. Возможно уже есть какие-то наработки в этом направлении.
Спасибо magis_amica за наводку, всё будем читать.

Спасибо вам за дополнение. Очень важно.

Картинка символична. Взрослый в красной рубашке - это коммунизм, ребенок в белом - это Православие. Почему ребенок и взрослый? Потому что коммунизм должен за руку вывести Православие из ада современности. Религии стало не достаточно для выживания и развития рода человеческого ещё в начале XX-го века, а нынче и подавно. У коммунизма для этого больше возможностей, тем не менее, ему нужно построить крепкую связь (семью) с Православием, ибо без этого единства и коммунизм не справится в нынешних реалиях, как он не справился в СССР, что и привело к нынешнему плачевному состоянию регресса человечества.

Edited at 2015-05-05 09:35 am (UTC)

спасибо за вашу трактовку. честно, когда подбирал картинку, не думал, кто есть кто на ней.

И Православие и Коммунизм говорят о гуманизме, о равенстве людей, о нестяжательстве и о благе отношений между людьми, обозначаемым таким словом как братство.

Да какому нормальному русскому нужно ваше масонское сектанство? Федор Михайлович правильно определил суть адептов коммунистической доктрины - Бесы.

Вы не только грубиян(ка), но и Федора Михайловича невнимательно читали. Всего вам хорошего.

Основа коммунизма - атеизм, а основа православия - теизм. Как Вы собираетесь преодолевать это фундаментальное противоречие?
С другой стороны современные религии, все без исключения это бизнес. И бизнес этот начался с тех пор как появился профессиональный посредник между богом и человеком. Этот посредник ни чего не производит, а потребляет не менее любого производителя.
Живи ка жил Иисус, поступай как он поступал вот Вам живое Православие. Но в таком случае нет надобности в попе. Согласится с этим РПЦ? Думаю, что никогда.
Будущее это не синтез прошлых заблуждений, будущее это усвоенный урок прошлого. Иначе бег по кругу, или танец на одних и тех же граблях.

Синтез и развитие, это и есть один из признаков выученного урока. И еще, укажу вам, что этот ваш тезис (Основа коммунизма - атеизм) некорректен.

То что такой синтез востребован - самоочевидно, и весьма вероятно, что он произойдет.

Но есть несколько фундаментальных проблем.

1. Гуманизм, понятый как аксиологический и гносеологический антропоцентризм, отрицает трансцендентное, либо игнорирует его, либо интерпретирует через имманентное.
Все что вне рамок человеческого опыта и мышления - ставится под подозрение.
В рамках такого гуманизма, даже сама постановка, адекватная формулировка вопросов о смысле человека, мира, жизни становится проблематичной.
В полноценной же метафизике смысл любой вещи полагается за пределами этой вещи. Значит, смысл человека - за пределами человека, то есть вне-гуманен. Для гуманизма же все что вне-гуманно - это табу. Нейтральное утверждение "смысл жизни - в смерти" вызовет у гуманиста бурю негативных эмоций, хотя смысл этого высказывания не "смерть есть смысл жизни", а "смерть есть то пространство, в котором находится смысл жизни".

Тут возникает вопрос - что такое гуманизм (=СВ), обратившийся к метафизике? Это признание гуманизмом своей врожденной болезни - имманентизма, или просто инстинктивная судорога в ответ на провал прежней стратегии? Иными словами, это жизнь, считающая смерть:
1) внутрижизненным самоотрицанием, необходимым для обновления жизни, или
2) внешним по отношению к жизни "пространством", в котором находится смысл жизни?

2. Утверждение, что христианство гуманистично, верно лишь отчасти. Во-первых, это религия Откровения, а Откровение по определению вне-гуманно - оно никак не выводится из человеческого опыта и мышления. В этом смысле гуманистичны как раз "естественные религии", т.е. язычество (употребляю здесь без уничижительного смысла).
Во-вторых, Христос однозначно говорит: сначала возлюби Бога, и только потом ближнего. Основная установка - самоотрицание имманентного, наличного, данного, в т.ч. самого Человека, признание его фундаментальной недостаточности, даже в спасенном и обоженном состоянии. Причем это не разновидность душевного мазохизма, а вполне трезвая, осознанная стратегия: отрицая имманентное, мы даем дорогу трансцендентному (в христианстве - благодати): "Не моя воля будет, но Твоя". Боюсь, для гуманизма, в его нынешнем виде, приемлемость такой стратегии проблематична.

Ну и в-третьих, утверждение христианством фундаментальной поврежденности наличной человеческой природы тоже трудно совместимо с гуманистическим оптимизмом в отношении человека и общества. Разница между православным и католико-протестантским подходом здесь не в признании или не признании этой поврежденности - ее признают все. Но православие считает, что её можно преодолеть (парадоксальным способом, через самоотрицание - см. выше), и потом (только потом!) развивать человеческую природу далее, в перспективе даже за рамками тварного мира (обожение). У западных же не только обожение не полагается возможным (в силу их учения о тварности благодати), но и исцеление наличной человеческой природы проблематизируется. Вместо этого преобладает юридический подход - в католичестве Христос "искупает" человека из рабства греха, в протестантизме же - просто "оправдывает". В обоих случаях про изменение природы речь почти не идет.

интересно, спасибо.

Есть в церкви такое выражение: "Господь целует намерение!"
Интенцию автора статьи не могу не приветствовать, ибо она с очевидностью продиктована благим намерением. Но вот для большей убедительности хотелось бы пожелать тщательнее работать над формой. Над структурой и грамматикой. Для начала бы я очень доброжелательно рекомендовал прочитать перед публикацией текст и внимательно исправить грамматические ошибки. Затем поискать стилистические. вот могу привести одну в качестве примера:"Но и человек был практической целью советского социализма, которую нужно было решать в обществе". Цель - не решают, цель достигают. А решают задачи.
К сожалению, это лишь одна из многих, но я не хочу здесь становится редактором и отнимать у автора удовольствие от работы по совершенствованию собственного текста. Довольно много ошибок, которые, похоже, являются просто опечатками. Их можно было бы легко устранить просто при повторном прочтении.
Но кроме всего этого, мне кажется, что и содержание текста можно было бы улучшить. Этому помогло бы стремление изначально точнее разобраться с самоопределением автора и с целевой аудиторией. Для кого этот текст? Если для церковной аудитории, то некоторые пассажи сразу начинают топорщиться. Вот например: "С другой стороны, коммунизм классический был сосредоточен на человеке, подходя к его проблемам со стороны социальной (общественной) и со стороны производственной среды (искусственной среды, создаваемой человеком в процессе эволюции)". Если этот текст адресован церковной аудитории, то говорить в таком контексте об эволюции нелепо. Потому что, прежде всего, сама идея эволюции категорически не является конвенциональной в православной среде. И более того, по моим представлениям (статистики и социологии у меня на этот счёт нету, поэтому оценка экспертная)подавляющее большинство православных к идее эволюции человека относятся, мягко говоря, скептически. Эта концепция имеет в большей степени католическое происхождение, в частности в трудах наверное наиболее яркого представителя и разработчика этой идеи - Тейара де Шардена. Справедливости ради надо признать, что как эволюционизм, так его неприятие строгого и обязательного догматического обоснования не имеет. И скорее относится к тому, что в богословии называется теологуменом. Но поэтому и не стоит как само собой разумеющееся вводить неоднозначно конвенциональное понятие в текст, где и без того очень много полемического априори.
И ещё одна очень важная проблема текста, также связанная с неопределённостью целевой аудитории. Если опять-таки это аудитория по-преимуществу предполагается православная, то очень некорректно говорить с ней о синтезе православия и коммунизма. Православное учение, существующее в виде Священного Писания и Священного предания, для сознания православного человека является абсолютно и исчерпывающе самодостаточным. И не нуждается ни в каком синтезе. Подобная постановка вопроса может восприниматься таким сознанием как нелепая, безграмотная или еретическая. И при разговоре с этой аудиторией лучше подыскать другие слова и подходы. Можно говорить например о выработке идеологии на фундаменте православия и коммунизма, или о поиске социальной модели, объединяющей в себе то и другое мировоззрение, или о том,что при разработке социальной доктрины православной церкви, ей в значительно большей степени отвечает социализм, чем капитализм, ну и так далее.
А если текст обращён преимущественно к светской коммунистической аудитории, то здесь гораздо логичнее говорить о синтезе, или скорее об открытой и принципиальной необходимости корректировать коммунистическую идеологию в направлении христианского социализма, который в его русской версии логичнее было бы называть православным социализмом. То есть в этом случае православная догматика остаётся нетронутой и незыблемой, а трансформации подвергается социализм, или коммунизм как доктрина с точки зрения снятия любых противоречий с православным вероучением. Вот лишь несколько замечаний из гораздо большего числа невысказанных, но всплывающих в сознании при прочтении этого, в целом вполне благонамеренного текста.


благодарю вас за серьезные и одновременно доброжелательные замечания.

"синтез православия и русского коммунизма"

Угу, синтез ужа с ежом обещает грандиозный результат.

результат будет. всего вам наилучшего.

Совместимы только на кратковременном отрезке.

Поясните, почему вы так думаете?

"Православная этика и дух коммунизма" ждёт своего вебера.

Я не претендую. Заметки, не больше.

?

Log in

No account? Create an account