Русский коммунист

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы


Previous Entry Share Next Entry
Национальные государства. Расцвет и падение - 1
RedFlags
ruskom

Почему Украина "сошла с ума"? Почему страны Прибалтики построили такие уродливые государсвенные системы? Почему многие сильные ранее национальные государства не могут себя защитить, а вновь создаваемые не отвечают классическим принципам и не обладают даже минимальной субъектностью?

В чем же сегодня актуальность темы национальных государств? Почему в этом вопросе должен хорошо ориентироваться и "левый", и "правый" и "центрист-консерватор" в современной России? Во-первых, потому, что Россию сегодня окружают бывшие республики СССР, которые активно эти самые национальные государства (далее "НГ") строят, поэтому надо, как минимум, разбираться в вопросе. Во-вторых, эти новые, ускоренно создаваемые НГ часто занимают явно антироссийскую позицию (Грузия, Украина, Прибалтика) и вынашивают военные планы против России. В-третьих, потому, что страны Европы ранее были классическими национальными государствами, а сегодня превратились в нечто невообразимое для "отцов-основателей" этих государств. И в-четвертых, это "превращение" (мутация?) одних национальных государств или прямое разрушение других (Ливия, Ирак, Египет) позволяет делать выводы о глобальном переустройстве мира, проходящем на наших глазах. Никакое переустройство мира не обходится без войн, так что вопрос этот жизненно важен. Именно падение национальных государств, как вида, сегодня происходит в мире, и именно этот процесс нужно честно обсуждать. Да простят меня за эту жестокую правду апологеты национализма, с одной стороны, и аргументированная критика всегда принимается, с другой.

Вопрос наций, национальных государств, их нынешнего положения и перспектив важен еще и потому, что сегодня вокруг понятий "нация", "национальное государство", "национализм" наверчено столько всего верного, не очень верного и совсем бредового, что разобраться в этом понятно и, по возможности, лаконично просто жизненно необходимо. Об этом будут написаны несколько постов, первый из которых перед вами.

Исторически национальные государства создавались в Европе и далее в Латинской и Северной Америках на протяжении 18-19 веков, при чем варианты создания были различными, от разделения империй и войн (как в Европе), до создания государств на базе бывших колоний (как в Америке или Индии). При создании национальных государств важно то, что классическое НГ создается (революционным методом или с помощью национально-освободительной борьбы) на территории, занимаемой ранее странами с феодальной или более архаичной организацией с целью построения в государстве определенной капиталистической системы. Проект построения капитализма принято называть проектом "Модерн" или процессом модернизации.

Именно построение капитализма, как более прогрессивного строя по сравнению со строем феодальным или другим, более архаичным, вывод общества из тупика предыдущей системной организации на новые горизонты развития легитимизирует и капитализм, и выполнение модернизационного проекта, и создаваемое национальное государство. В процессе создания национального государства создается и нация, которая является и субъектом модернизационного проекта, и его продуктом. Подробное рассмотрение наций нужно оставить для отдельного подробного разговора, а сейчас важно тезисно понять, чем характеризуются созданные в этом процессе нации и национальные государства.

Во-первых, языковая близость является необходимым, но не достаточным условием для формирования нации и построения НГ. Историческая общность языка как-бы приглашает различные этносы к построению НГ, но не более. Никаких гарантий построения единой нации в едином языковом поле нет, как нет единого национального государства среди народов, говорящих по-испански, по-португальски или по-английски. С другой стороны, вполне себе существуют дву- или многоязыковые НГ, как то Швейцария или Бельгия, так что из этого принципа есть исключения.

Во-вторых, и в процессе первичного создания нации и сейчас важен такой принцип, как самоидентификация личности, признание себя частью нации, при чем для этого часто достаточно именно языка и самоидентификации. И все.

В-третьих, национальная самоидентификация в государственном смысле выражается в принятии гражданства этого государства, в этом смысле самоидентификация и гражданство являются двумя сторонами одной медали с точки зрения нации, как общности и государства, как управленческой системы.

Если брать холодные, рационализированные признаки, то кажется, что этих трех и хватит. Но это далеко не так. В определении признаков наций есть намного больше реальных, необходимых сложностей, которые не только обогащают, но и выводят нас на другие, чрезвычайно мощные пласты.

Четвертым признаком, позволяющим строить сильные буржуазные нации, является общность истории. Невозможно построить человеческую и государственную общность там, где нет крепкого общего прошлого внутри общности, и отсутствия более сильных исторических сил притяжения с другими, внешними, этносами или народами. Французская нация имеет общую историю (империя Карла Великого, Римская империя), английская тоже имеет. Североамериканская нация хоть и не имеет такой богатой истории, но чрезвычайно сильно и даже агрессивно ее выстраивала, конструировала на начальном этапе, понимая ее важность.

Пятым признаком является культурная общность, что логично проистекает из общности исторический, но не сводится к ней.

Шестым признаком, в некоторой степени интегральным, являются так называемые "священные камни". Для французов это, например, их революции, республики, Робеспьер и Марат. Для англичан - парламент, рыцари Круглого стола и подобное. В общем, это нечто святое, общие разделяемые нацией духовные ценности.

Лучше и понятнее об этом написал Эрнест Ренан в работе «Что такое нация?» (Сорбонна, Париж, 11 марта 1882 года). Процитирую небольшую часть:



"Нация -- это душа, духовный принцип. Две вещи, являющиеся в сущности одною, составляют эту душу, этот духовный принцип. Одна -- в прошлом, другая -- в будущем. Одна -- это общее обладание богатым наследием воспоминаний, другая -- общее соглашение, желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся неразделенным наследством."



Читать Эрнеста Ренана мы продолжим и далее, а сейчас нужно зафиксировать, что построенные на таких основаниях национальные государства строили национальный капитализм, как внутреннюю экономическую систему для государственного и частного преуспевания, занимались конкурированием с другими государствами (и войнами, в том числе), внешней экономической и иной экспансией. А для этого классические национальные государства прошлого, желающие преуспевать, максимально, насколько это возможно, обладали политической, экономической, дипломатической и военной субъектностью и независимостью. Конечно, было и взаимное проникновение капиталов, дипломатически и военные союзы и подобное. Но всё это было подчинено одной цели - преуспеванию и развитию национального государства. А что же сегодня? Об этом - в следующих постах.

promo ruskom february 9, 01:26 18
Buy for 20 tokens
Сегодня от рук украинских террористов погиб командир ополчения Михаил Толстых ("Гиви"). Герой не умер, он ушел на небеса, к другим героям. Война на Донбассе идет почти три года. И даже сегодня на Донбассе воюют не только профессионалы, много осталось ополченцев, а будет еще больше.…

  • 1
Здравствуйте. Я давненько добавил вас в друзья, но взаимности не сыскал, скажите пожалуйста мы подружимся взаимно или мне отменить свою заявку?

С уважением Илья Петров.

Илья, вы не внимательны. Я вас уже добавил )

Очень хорошо, что есть обзор, связывающий понятия "нация", "национальное государство" и "национальный капитализм". Разобравшись с ними можно оценить мутацию.

Да, без понимания истории не понять современность.

  • 1
?

Log in